Темы номера
В конце февраля в Петропавловске-Камчатском состоялся деловой форум «Дальний Восток — зима открытий». На сессии обсуждалось будущее круизного рынка в России, в том числе и в Хабаровском крае.
При слове «круиз» сразу представляется десятипалубный белоснежный лайнер с бассейнами на каждом этаже, дамы в мехах и бриллиантах и треугольные бокалы с коктейлями...
Забудьте эту картинку, таких лайнеров на реках не бывает. Впрочем, сегодня у нас нет никаких. Нельзя же, в самом деле, считать круизными теплоходы «Капитан Борздов», «Москва-85» или «Москва-83», которые предлагают нам короткие речные прогулки до моста и обратно. И уж тем более — речные трамвайчики, которые снуют до левобережных дач.
Разрезали на металл
А между тем истории пароходства на Амуре больше полутора столетий: уже в навигацию 1872 года на реке работало 13 больших судов.
Постепенно множились и судовладельцы. К 1907 году их насчитывалось 87. Представляете размах?
Новые пароходы стройными рядами бороздили наши воды. А какие были названия! «Джон Коккериль», «Цесаревич», «Сергей Духовской», «Сергей Витте», «Барон Корф», «Владимир Мономах», «Граф Амурский», «Гавриил Скобелев», «Семен Дежнев» и множество других разной мощности. Некоторые до 880 лошадиных сил, а это высокий показатель даже для сегодняшнего речного судна.
Позже то, что осталось, переименовали по-советски, а в 1980—1990-х весь наш флот растворился, словно его и не бывало. «Дежнева», «Невельского», «Седова», «30 лет ГДР» (он же «Арсеньев»), «Миклухо-Маклая» (он же «Капитан Котенко») разрезали на металлолом, «Ерофея Хабарова» и «Пржевальского» (он же «Граф Амурский») продали для плавбазы.
Мечта всех школьников
Дольше всех продержался «Василий Поярков», теплоход 1960 года рождения.
— Думаю, хабаровчане хорошо помнят нашего красавца, — говорит Татьяна Поротова, которая когда-то работала на этом теплоходе. — Летом здесь проходили смены детского лагеря «Белый пароход», принимал он и другие проекты. Смена на «Пояркове» была мечтой всех школьников края.
В 1989-м «Василий Поярков» прошел капитальный ремонт в Китае и вернулся домой. На его базе планировалось создать туристический проект «Амур-батюшка», но что-то (хотя мы знаем, что) пошло не так. Теплоход выставили на продажу, и он прописался у Большого Уссурийского острова в качестве гостиницы для работников компании «Карьер-Сервис». А позже его перепродали под рыбобазу.
В общем, с круизами тридцать лет как покончено.
Но теперь появилась надежда, что покончено не навсегда. Оказывается, Хабаровский край включен в соответствующую концепцию как один из важных центров речного круизного судоходства.
— Наш главный козырь на пока еще формирующемся рынке — Амур, одна из десяти крупнейших рек мира, и не пользоваться этим, мягко говоря, неправильно, — сказала на форуме министр туризма края Екатерина Пунтус. — Однако сегодня круизный рынок выдвигает новые условия и требования к качеству услуг. Для путешествий по Амуру необходимы современные, технологичные, качественные суда, а также соответствующая береговая инфраструктура.
Этнокультурный потенциал
Опорные точки круизного и яхтенного туризма уже созданы. В Хабаровске, например, реализуется амбициозный и масштабный проект по обустройству самой протяженной речной набережной на Востоке России. И уже в следующем году в пределах этой территории будет введен в строй многофункциональный комплекс с аквапарком и гостиницей сети Holiday Inn.
Наша набережная — это только нюанс, хоть и важный. Главное — богатейший этнокультурный потенциал, ведь на побережье Амура расположены поселения восьми коренных народов Приамурья. Знакомство с их укладом жизни, обычаями и кухней — своеобразная фишка, возможность для туриста получить массу впечатлений. Помимо этого, в бассейне реки Амур расположены уникальные заповедники и национальные парки, побывав в которых, можно прикоснуться к первозданной природной красоте. Есть что показать и краевому центру.
— В прошлом году нами изготовлен рекламно-презентационный фильм на пяти языках о туристической привлекательности Хабаровска. Он отправлен в дружественные города и побратимы, — рассказала Татьяна Иванова, начальник городского управления международных связей. — А для развития внутреннего и въездного туризма мы разработали настоящую дорожную карту. Приветствуем все начинания и принимаем участие в организации и проведении мероприятий, которые работают на развитие туризма.
На наших верфях
Все это звучит замечательно. Да и в Хабаровске уже сейчас есть к чему причалить. Где же белые пароходы? К сожалению, круизный флот в Хабаровском крае отсутствует.
— Но мы надеемся, что благодаря реализации концепции по развитию круизного туризма, которую подписал премьер-министр Михаил Владимирович Мишустин, этот вопрос наконец-то начнет решаться, — с оптимизмом заявляет Екатерина Пунтус.
И тут включается и рассказывает о строительстве судов на собственных верфях генеральный директор ООО «Дальневосточные экспедиции» Бахт Мавланов:
— В 2021 году компания планирует спустить на воду 5 катамаранов, — говорит он. — И на этом работа лишь начинается.
План мероприятий концепции должен быть разработан до 1 июля 2022 года. Министерство края предлагает включить в него выработку механизма по стимулированию строительства круизных и яхтенных судов именно на дальневосточных верфях. Конечно, на принципе государственно-частного партнерства, поскольку стоимость одного лайнера составляет, по разным оценкам, до 1 млрд руб.
И все это уже не мечты, это уже планы. А планы принято реализовывать.