Темы номера
Число малых и средних предприятий в краевом центре по итогам 2021 года выросло впервые за последние четыре года.
Сегодня в Хабаровске зарегистрировано 32,8 тысячи субъектов МСП, что на 1,1 процента превышает аналогичный показатель 2020-го. В целом по региону количество предприятий также увеличилось и уже составляет более 50 тысяч.
О перспективах развития бизнеса, необходимых мерах поддержки предпринимателей со стороны государства в условиях пандемии мы поговорили с председателем городского Совета по предпринимательству при мэре Хабаровска, председателем правления Ассоциации рестораторов Хабаровского края Андреем Веретенниковым.
Системные процессы
— Андрей Николаевич, статистика показывает, что бизнес растет даже в условиях пандемии. С чем вы связываете такую динамику? Насколько объективно она отражает действительность?
— Есть несколько факторов, влияющих на увеличение числа предприятий. Во-первых, это смена налогового режима. Перестал действовать ЕНВД, люди начали выбирать другие виды налогообложения, менять формы юридического лица. Кроме того, на фоне ограничений предпринимателям пришлось переформатироваться, искать иные виды деятельности, запускать новые проекты. Однако говорить о том, что мы вышли из кризиса, экономика встала на путь восстановления, пока рано.
— Как вы оцениваете положение бизнеса, занятого в наиболее пострадавших отраслях? Индустрия гостеприимства, туризм, культура — смогли ли они адаптироваться к новым реалиям?
— Ситуация здесь довольно интересная. Кризис, как бы это пугающе ни звучало, помог предприятиям подстроиться под новые условия. Изменились системные процессы взаимодействия с персоналом, получили развитие сервисы доставки, онлайн-инструменты и т.д. При этом, если говорить о предприятиях общественного питания, то их в стране, равно как в нашем регионе, стало на 15 процентов меньше.
Есть проблемы и в туризме. Он сегодня почти полностью внутренний, так как из-за границы люди едут очень мало. Да, постепенно иностранных туристов становится больше, об этом говорит статистика по музеям, регистрациям в отелях. Но ситуация далека от идеальной.
Очень важный момент связан с тем, что если раньше бизнес плыл по течению, то сегодня он идет за клиентом, повышая качество предоставляемых услуг. Мы узнали, что в России, на Дальнем Востоке есть интересные туристические продукты, серьезные проекты в сфере культуры, образования, направленные на людей, которые хотят проводить время, отдыхать внутри страны.
Аналитика плюс статистика
— На всех уровнях власти бизнесу оказывается поддержка. Как вы оцениваете ее эффективность?
— Конечно, принятые меры очень помогли. Всевозможные компенсации, дотации, гранты, льготные кредиты, налоговые преференции — серьезное подспорье. Эффективно себя показала имущественная поддержка — скидки, отсрочки, связанные с арендой имущества или земельных участков. Но для нас оказалась важна и информационная помощь, особенно в первую волну. Мы наладили работу в различных ситуационных штабах, комиссиях и комитетах, чтобы можно было оценивать ситуацию наперед. Аналитика от предприятий накладывалась на статистику, и мы делали соответствующие выводы. Считаю, что очень неплохо удалось пройти этот этап.
— Какие виды помощи бизнесу необходимы сегодня в первую очередь?
— Сейчас самым важным является адекватное введение и быстрое снятие ограничений на работу предприятий в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране и регионе. Мы понимаем, что у государства нет выбора, ему приходится вводить определенные ограничения, чтобы сохранить здоровье граждан. Поэтому наладили историю, связанную с разделением ответственности между бизнесом и властью. Например, активно проводили вакцинацию сотрудников, перевыполнили план, что позволило избежать локдауна. Поэтому повторюсь: бизнесу нужна даже не столько поддержка, сколько отсутствие ограничений. Тогда мы сможем восстановить конкретную отрасль и экономику в целом.
А как у них?
— У вас есть опыт ведения бизнеса в том числе за рубежом. Можем ли мы заимствовать какие-либо эффективные инструменты поддержки предпринимателей, используемые, к примеру, в развитых экономиках?
— Было бы просто ответить, сказав, что в Сингапуре, Таиланде или Китае давали по 1—2 тысячи долларов на человека, чтобы сохранить рабочие места. Но я понимаю, что такого бюджета у нас нет. Ситуация выглядит так, что нам выдали не рыбу, а удочки, при этом катушки, лески, мы уже докупали сами.
Но могу четко сказать, что в России вводимые ограничения максимально лояльны. Посмотрите, что происходит за границей, кое-где запреты, локдауны объявляются уже по второму-третьему кругу. Во многих странах бизнес попросту закрывается. К примеру, у нас несколько предприятий в Таиланде опечатаны, государство не несет ответственности за сотрудников, которые ушли в бессрочные отпуска. Даже в волшебной стране Сингапуре все те щедрые виды поддержки уже остановлены.
— Вы занимаете руководящие посты в городском и краевом советах по предпринимательству. Насколько эффективно сегодня выстраивается диалог между бизнесом и властью? Что меняется?
— Главная задача муниципального и краевого советов — взаимодействие бизнеса и власти, предполагающее разделение ответственности, о чем я уже говорил ранее. Невозможно постоянно только критиковать на основании того, что у тебя есть юридическое лицо или ты руководитель какого-то объединения. Нельзя просто прийти и сказать: «Отмените нам налоги, сократите расходы. И вообще, мне показалось, что у меня самый лучший бизнес, а вы не умеете работать». Такого давно нет.
Проводится сложная аналитика по всем 85 субъектам России, и когда мы что-то предлагаем, а может, даже и требуем, то приводим конкретные примеры, цифры. При этом решаем не частные проблемы, а системные задачи, учитывая бюджет, имеющиеся ресурсы.
Основой краевого и городского советов являются предпринимательские объединения. И крайне важно исключить конкуренцию между ними. У нас ни в городе, ни в крае нет кого-то лучше или хуже. Мы все смотрим в одну сторону и работаем на благо своих предприятий, партнеров и экономики в целом.