Темы номера
Прокладка нового участка канализационного коллектора началась на улице Морозова П.Л.
Впервые в Хабаровске применяют метод микротоннелирования. На глубине около восьми метров из стартового котлована отправился проходческий щит, который, как локомотив тащит за собой трубы. Трудятся здесь специалисты из компании «СоюзДонСтрой», которая одна из немногих в стране ведет подобные работы. Эта стройка не создает никаких помех для движения транспорта и пешеходов, поэтому проезжую часть не перекрывали.
Опытный подрядчик
— Наступил заключительный этап реконструкции самотечного канализационного коллектора на улице Морозова П.Л., — рассказал заместитель директора МУП «Водоканал» Николай Лысенко. — В границах переулков Спортивного и Инского уже десять дней ведется прокладка тоннеля из 193 труб, специально изготовленных для хабаровской стройки в Санкт-Петербурге. Говорить о сроках завершения этого уникального проекта пока рано.
Пройдено уже почти 50 м под землей, сейчас щит миновал район автобусной остановки около магазина «Железяка». На территории города и края никогда подобные работы не проводились. Подрядчик, считают в «Водоканале», выбран правильно, у него большой опыт. «СоюзДонСтрой» тянул два тоннеля под рекой Леной по 1,5 км, прокладывал сети в Севастополе, Минске, Омске, Новосибирске, Нижнекамске, Владивостоке, в Иркутске готовил футляр для газопровода «Сила Сибири». Теперь свое мастерство специалисты демонстрируют в Хабаровске. Стартовый и приемный котлованы сделаны очень грамотно, качественно и безопасно.
— Все переврезки выполнили другие наши партнеры, — добавил Николай Владимирович. — Ждем окончания проходки основного ствола для коллектора. Небольшая задержка произошла из-за поставок труб, они должны были прийти в полном объеме, потому что проходка — это непрерывный процесс, останавливать его нельзя. В ближайшее время ростовчане начнут трудиться круглосуточно, чтобы ускориться.
Технические нюансы
Стартовый котлован точно сделан под все размеры техники. Безопасность и герметичность обеспечивают 72 металлические сваи. Низ заморожен специальным составом цемента, чтобы через него не могла пройти грунтовая вода. В целом, он представляет собой перевернутый стакан, в котором проложены рельсы. По ним в тоннель медленно вползают тяжелые трубы. И сверху хорошо видно, как непросто трудиться на глубине, сколько механизмов и оборудования приходится обслуживать.
— Грунт здесь насыпной, в котором встречается все что угодно, но этот мусор щиту не помеха, пока он идет идеально, — подчеркнул начальник участка компании «СоюзДонСтрой» Тихон Сердюков. — С геологией данного участка мы познакомились еще на начале проектирования.
Процесс проходки зависит от скорости щита. Он идет первым и разрыхляет грунт, который к тому же еще и размывает подаваемая на глубину вода. Другим насосом этот грунт всасывается в трубопровод и подается на поверхность в комплекс сепарации, где он проходит через специальное сито и отгружается в самосвалы. Вода тоже очищается и вновь подается под землю.
Впереди еще девять месяцев
— Считаем, что пока все идет по плану, как положено, — продолжил Тихон Викторович. — Понятно, без мелких поломок не обходится, мы их решаем оперативно. Накопленный опыт в других регионах помогает в этом. Амур сейчас поднимается, но для нас он никакой помехи не представляет. Все наши сооружения герметичны, что в стартовом котловане, что в приемном, герметичен и сам тоннель.
На данный момент смонтировано более 15 труб, а нужно проложить 193. Их наружный диаметр 2,5 м, внутренний — 2 м. Общий вес участка канализационного коллектора более 2 700 тонн. Чтобы снизить трение, в каждой второй трубе просверлены отверстия, в них засыпается специальный полимер, который под давлением потом выходит и как бы обволакивает всю конструкцию, появляется своего рода смазка между трубой и грунтом. Пройдено уже почти 50 м. Регулирует весь процесс оператор, который на экране монитора отслеживает все, что происходит под землей: сколько израсходовано воды, какое давление, что за грунт перед щитом.
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук держит эту стройку на личном контроле. Он уверен, что объект сдадут в установленные сроки. Их график утвержден в МУП «Водоканал». К маю следующего года строительство и все сопутствующие работы должны завершиться.