Темы номера
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников в самом разгаре. На сегодня известны результаты по 9 предметам из 22, среди хабаровчан 30 победителей и призеров. Четверо из них учатся в гимназии восточных языков № 4.
В светлом классе над специальными иероглифами склонились две девичьи головы: одна черная, другая белая. Девятиклассницы Бай Ин и Вика Михалева старательно выводят китайские иероглифы стоя. У Ин кисть двигается быстрее (по понятным причинам), Вика работает чуть медленнее. Тем не менее отличные результаты на олимпиаде по китайскому показали обе: у первой звание победительницы, у второй призовой результат.
Ни дня без языка
— Давайте сделаем другие надписи, берите новые листы! — дружелюбно командует завуч гимназии Елена Суранова и поворачивается к журналистам. — Не переживайте, сейчас все высохнет, это специальная ткань для написания водой. Вот, возьмите и получите удовольствие!
Она протягивает лист и кисточку. Из-за полного незнания иероглифов приходится изображать что умеешь (цветочек), но ощущения и правда приятные. Как и от всего процесса изучения китайского, заверяет Вика:
— Я участвую в олимпиаде уже не первый раз, и это очень интересно, особенно теперь, когда в заданиях появилось лингвострановедение. Это уже не только язык, но и история, культура страны. Мне очень нравится! А вообще я занимаюсь китайским каждый день и буквально не могу без него жить. Так что, конечно, свяжу с ним свое будущее.
Ин (кстати, призерка прошлогодней Всероссийской олимпиады) ее поддерживает:
— Изучение китайского очень важно здесь, на Дальнем Востоке, потому что мы соседи, и надо быть дружными.
На своем листе она вывела поздравление с Новым годом (по восточному календарю торжества окончились 5 февраля праздником фонарей) и целый ворох пожеланий: успехов в работе, здоровья и счастья.
Так уж сложилось
Одиннадцатиклассница Полина Бондарук держится серьезно, а представляется сразу с отчеством. Хотя область успехов у нее, скажем так, лирическая: она победительница региональной олимпиады по мировой художественной культуре. И это, по ее словам, сложилось само собой.
— Наша учительница музыки, Елена Павловна, просто однажды предложила мне попробовать, зная, что я занимаюсь и в музыкальной, и в художественной школе, — рассказала девушка. — Сначала я даже не следила за результатами, но к восьмому классу стало получаться, появился первый призовой результат. Конечно, это плюс к портфолио, но для меня МХК — прежде всего всестороннее развитие и общий уровень образования, а не выбор профессии.
Хотя и этого будущая выпускница физико-математического класса не исключает. Однако ЕГЭ точно пойдет сдавать по физике и информатике.
— Вообще я сначала хотела стать кинологом, — улыбается она. — А сейчас точно сказать не могу, определяюсь. Ищу себя, пока время еще осталось.
В это время девятиклассник Вася Рогожников стремительно перемещается по коридорам и классам, успевая и дать интервью, и заглянуть на урок химии. Где, к слову, идет лабораторная работа…
Хромовый светофор
— Так, Лизу не снимаем, она еще не выполнила требования техники безопасности, — в шутку грозится учительница Лидия Сидоренко, хотя из лабораторных предметов девочка успела потрогать только тетрадь. — Волосы собрать, перчатки надеть!
Ребята, смеясь, щелкают резинками на запястьях и приступают. Васе опять приходится ускользнуть.
— Вообще, все началось, когда мы стали изучать анатомию, она меня очень заинтересовала, — говорит он. — Потом остальная биология подтянулась, а за ней и химия. Теперь мне нравится буквально все. Читать теорию сложно, но очень увлекательно, а проводить опыты — еще и красиво. Например, наблюдать, как меняются цвета в результате химических реакций. Они ведь не только переходят один в другой, но и колеблются, получается буквально светофор! Так выходит, скажем, с хромом и много с чем еще.
Мечта у призера регионального этапа по химии одновременно и простая, и не очень:
— Хочу счастливую работу. Чтобы каждый день делать то, что нравится. А пока это химия и биология.
Никого не фарщируем!
Видимо, главный секрет олимпиадных успехов — чтобы и педагоги, и ученики любили то, чем занимаются.
— Лидия Яновна у нас фанат своего дела, — рассказывает про учительницу химии Елена Суранова. — Пришла к нам в гимназию два года назад, и вскоре у ребят пошли самые разные достижения.
Этого же подхода придерживается преподаватель истории и обществознания и руководитель научного общества «гимназист» Наталья Нестерова.
— Есть такое модное слово — коучинг, — объясняет она. — Это своего рода психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика, индивидуальная работа. Нужно не нафаршировать их знаниями, а постоянно поддерживать на том пути, который они сами выбрали. А выбору очень помогает проектная деятельность, поэтому мы стараемся охватить как можно больше. У меня, например, есть ученик, который каждый раз приходит и кладет на стол новую работу: ему тесно в школьных рамках. Одаренные дети все-таки требуют особого подхода, с этим не поспоришь.
Кто из гимназистов отправится на заключительный этап школьных олимпиад, пока неизвестно: проходные баллы должны утвердить в Москве. Но педагоги ждут новых победителей и призеров регионального этапа. В прошлом году, например, их было пять и шесть соответственно. В учреждении надеются повторить, а лучше превзойти этот результат.