Темы номера
Дальневосточник Максим Харченко второй год подряд покоряет неизведанные места Хабаровского края.
Непроходимые леса, бурные реки и заливы, неприветливые скальные бастионы — каждая вылазка может стать последней. Но кажется, это только усиливает азарт и жажду узнать, как далеко может зайти человек в своем упорстве.
Сильная книга
А началось все с того, что в руки к жителю Приморья попала книга «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России» адмирала Геннадия Невельского.
— Сам Геннадий Иванович изложил в ней только сухие факты: письма, приказы, поручения, записки. Познакомился с ней, и у меня буквально волосы на голове встали дыбом, — делится впечатлениями Максим Харченко. — Немногие из нас могут представить, насколько драматически в XIX веке развивались события на Дальнем Востоке, как рисковали офицеры, когда выходили исследовать неизвестные, суровые земли с минимальным запасом еды: мешок сухарей, да и те плесневелые. Читая книгу, я испытал за них настоящую гордость.
Так и зародилась мечта пройти маршрутом адмирала Невельского и его команды. Путь должен был пролегать в основном по воде. Себе в помощь Максим Харченко взял специальную доску для плавания — SUP-борд.
— В 2019 году я прошел вдоль Татарского пролива, по берегу. Стартовал от поселка на севере Приморья, дошел до Советской Гавани, которая ранее именовалась Императорской. А там уже преодолел скальные бастионы между ней и Де-Кастри в Ульчском районе. Таким маршрутом в 1853 году двигался Николай Бошняк, офицер российского флота, — говорит Максим Харченко. — Преодолевая непростой путь, я каждый раз задавался вопросом: вот как они это сделали? Даже с прекрасным снаряжением, которое я взял с собой, и то было невероятно сложно. А они шли в суконных одеждах, вода ледяная, все время захлестывает ветровая волна. И к берегу не прибиться, всюду скалы. Вот тут-то и понимаешь, на каком высочайшем уровне готовили тогда морских офицеров.
Тропами истории
Отправиться в путь планировалось в мае, но из-за пандемии сроки сдвинулись на июль.
— Первым этапом стало исследование залива Чихачева, — продолжает Максим Харченко. — Затем от него до бухты Табо в поисках просеки, по которой сотни лет назад инородцы добирались до Амура, чтобы участвовать в торговле. Там меня ждала одна из удивительных находок — огромный камень с надписью «1853 Де-Кастри», барельефом парусника на волнах и кеты. Камень уже доставили в поселок, где его установят на видном месте.
Согласно книге Геннадия Ивановича, в 1853 году адмирал впервые ввел русские парусные суда в Татарский пролив.
— Бухта Табо расположена так, что это практически единственное место, где судно может переждать шторм. И вполне возможно, что в тот момент и была сделана эта надпись, — резюмирует путешественник. — Также в книге приведены факты, что за девять дней он по Амурскому лиману добрался до Петровского зимовья в заливе Счастья. Его маршрут составил 500 км. Я на SUP-борде также повторил этот путь… за 36 дней! Как я люблю шутить, Геннадий Иванович меня бы уволил за медлительность и нерешительность.
Красивый и опасный край
В этом году экспедиция пролегала в основном по Амуру.
— Отдельного внимания заслуживают медведи. Буквально шаг от города или поселка — и ты попадаешь в настолько дикое место, что по ночам эти хищники спокойно подходят к твоему лагерю. Один из них даже пытался выкрасть у меня мешок, а другого очень интересовала доска для плавания, — вспоминает Максим Харченко. — Однажды ночью я лежал в палатке и слушал, как снаружи разворачивается семейная сцена: медведица укусила медвежонка, а тот кричал как ребенок.
На Нижнем Амуре ждало еще одно открытие.
— На карте адмирала, которую он сам лично нарисовал в 1852 году, есть остров Щучий. Я высадился на нем, чтобы обследовать. И, к своему удивлению, обнаружил там осколки древней керамики с рисунками. По предварительной информации, находка датируется 4 тысячелетием лет до н.э. Намерен передать ее в Институт археологии.
Планы на 2021 год не менее опасны.
— Офицеры проводили исследования зимой — пришла и моя очередь отправиться по их следам в марте будущего года. Возьму лыжи, сани-волокуши. Познакомлюсь со снежным Хабаровским краем.
Кстати
— Давно известно, какой огромной силой обладают книги. Что касается произведения «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России», оно пользуется популярностью у читателя, — рассказывает Людмила Лементович, директор централизованной системы массовых библиотек г. Хабаровска. — Всегда экспонируем ее на все выставки — и городские, и краевые. Там действительно есть что почитать и чем воодушевиться. В Хабаровском крае много необычных мест. И, конечно, отправляясь исследовать эти дикие уголки, нелишне ознакомиться с их описанием, воспользовавшись краеведческой литературой. Так и поступил путешественник Максим Харченко.