Темы номера
Привычные коричневые стены Гродековского музея преобразили молодые хабаровские художники.
Теперь со стороны аллеи парковых скульптур вместо однотонных поверхностей горожан встречают буйство цвета и пространство сказочных персонажей. В них легко узнаются растения-супергерои из проекта «Кабарга.Дикоросы», запущенного несколько лет назад Яной Джан-Ша. Она стала автором концепции и главным художником инициативы, которая оказалась не музейной и даже не краевой, а дальневосточной, серьезной и масштабной.
Стрит-арт-команда
— Ко мне обратилась куратор из Владивостока Юлия Климко, — рассказывает Яна. — Она еще в прошлом году запустила в Приморье проект «Метацентры», посвященный уличному искусству. Тогда художники создавали работы в разных районах Владивостока. В этом году идею поддержала Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, но с условием, что хотя бы один объект появится в Хабаровске.
В итоге решили, что это будет мурал — большое настенное изображение. Пока Яна продумывала содержание, Юлия спросила совета у директора Гродековского Ивана Крюкова: где в краевом центре есть подходящий фасад? «У нас», — ответил он. Работа началась, и художница поняла, что неплохо бы собрать творческую команду. В нее вошли местные стрит-артисты Ника Platonnika и Сергей Mauzer.
— С Никой мы уже расписывали вместе опорную стенку на въезде в поселок Ванино, — продолжает Яна. — А про Сергея я сразу подумала, когда поняла, что понадобятся и мужская сила, и набитая на баллонах рука.
Со стены — в книжку
В целом подготовка — от согласования эскизов до обработки поверхности — заняла примерно четыре месяца. Мурал состоит из пяти связанных друг с другом картин, и на каждой свои ботанические герои.
— Сейчас постараюсь объяснить предельно просто, — улыбается автор концепции. — Изображения олицетворяют пять дальневосточных природных зон. Но при этом каждое из них — это еще и пожелание. В традиционном восточном искусстве, например, нет творчества ради творчества, там все обязательно что-либо символизирует. Так и здесь.
Лотос и ива, растущие у водоемов, желают зрителям счастья. Кедр и лимонник, представляющие кедрово-широколиственные леса, — долголетия, ведь у первого очень длинная жизнь, а второй с древности признан целебным. Сопки со светлохвойной и темнохвойной тайгой — это про карьерный рост, чтобы дела у нас шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды — про изобилие, а морская ламинария и другие водоросли — про радость.
— Вот такая получилась серия, — подытоживает Яна. — Наша работа близилась к завершению, когда пошли дожди. Так что мы закончим мурал, как только вокруг высохнет.
Но останавливаться с историей про дикоросы она даже не думает — в ноябре вместе с мамой выпустит целую книгу при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Я выступаю как автор идеи и иллюстраций, а она как литературный редактор, — добавляет художница. — Это будет история про мальчика, который пошел на сопку искать интернет и заблудился. Найти дорогу домой ему помогает девочка-кабарга: у нее есть волшебная шапка, которая позволяет понимать язык растений.
Уже хочется и почитать, и посмотреть!