Темы номера
Художница Инна Зосимова может создать из букв и росчерков целый мир. А потом легко и увлекательно объяснить его пятиклассникам. Ну а на какой еще выставке вы будете разгадывать перо, нюхать тушь и вырезать ручку из жестяной банки?
— Большинство думает, что каллиграфия — это просто красивое письмо, а на самом деле тут Вселенная, — рассуждает Инна на фоне своих картин в галерее им. Федотова. — За моей спиной, например, работа, которая сделана прямо к выставке. Сейчас я прохожу курс по стилю Spencerian, и это вариации написания букв. Например, R. Видите, сколько здесь способов ее написать? Больше 20! В этом и есть мастерство каллиграфа: чем их больше, тем лучше.
Всего работ 27 — это если считать по названиям. В штуках получается больше: Инна любит делать диптихи и триптихи. А еще загадывать загадки и раскрывать неожиданные детали. Поэтому шуметь толпа девчонок и мальчишек из школы № 32 перестает очень быстро.
— Знаете такую поговорку: «Что написано пером — не вырубишь топором»? — художница заходит сразу с козырей. — Эта картина называется «Перо Шекспира». Мне очень понравилось передавать игру слов и смыслы: фраза здесь написана не просто пером в буквальном смысле, но и в форме пера. А для тех, кто сможет прочесть, что тут зашифровано, я приготовила подарки.
Магическое слово сразу вызывает у ребят бурный энтузиазм. Они облепляют небольшую работу, наклоняются, крутят головами и не раз еще подбегают к картине, пока Инна переходит от одной части экспозиции к другой. А у нее экскурсионные сюрпризы только начинаются.
Нить и образ в голове
— Вот эта работа нарисована… ниточкой! — указывает она на картину «Мой город». — Это мой любимый вид графики: вы сначала окунаете нить в краску, раскладываете на листе, как вам нравится, а потом водите и дергаете. Это настоящий тренажер для терпения! Но получаются очень интересные узоры, которые потом можно дополнить.
Тут из них появились фонари и очертания арочных окон вместе с фразами-ощущениями про шепот дождя, шорох листьев на ветру и запах мокрого асфальта.
— Каллиграфия — вид искусства, где текст органично дополняет рисунок. Лично у меня от появления рисунка до добавления к нему текста может пройти год, а то и два.
Но иногда одно неотделимо от другого. Так, рядом с «Моим городом» висят два каллиграфических портрета графа Муравьева-Амурского и Николая Гродекова, полностью состоящие из красиво написанных слов.
Дальше — рождественская серия, на которой Инна показывает, как росчерк превращается в ангела или зверя, и заинтересовавшая многих картина «Сознание».
— Это очень непростое понятие, — признается автор. — Что оно значит? Как мы можем определить сознание?
— Например, Яна хочет кушать! — подумав, выкрикивают мальчишки.
В ответ летят смешки, но вообще примета неоспоримая.
— А еще это образы, которые рождаются в нашей голове, — продолжает Инна. — Так у меня появились воздушный змей и папа с дочкой, идущие по берегу.
Но больше всего школьников впечатляют две огромные бумажные полосы с письменными упражнениями, растянутые от пола до самого потолка.
— А это то, что я делаю каждый день, — смеется девушка. — Представляете, сколько у меня черновиков?
— Каждый день?! — ребята с изумлением и, что скрывать, некоторым страхом задирают головы. Похоже, до этого момента они не слишком представляли себе, какой объем практики нужен уважающему себя каллиграфу.
Но из черновиков тоже можно сделать красоту. Инна тут же объясняет, как: на выставке есть стенд с материалами: бумагой ручного литья от Татьяны Масловой, чернилами собственного изготовления и… маньчжурскими орехами.
— Видите, у них сохранен околоплодник — тот самый, который пачкается и потом не отмывается. Вот из него я и варю тушь. Работы по мою левую руку, к примеру, сделаны ею. А в картине «Сады цветут» я использовала не только ее, но и инструмент Cola pen — он так называется, потому что его можно вырезать из банки от колы.
Через несколько секунд ребята знакомятся с этими сокровищами близко: художница извлекает бутылек с тушью и перья из своего чудесного чемоданчика — он же рабочий пенал.
— Изюмом пахнет! — определяет аромат ребятня.
— Не совсем, — поправляет художница. — Я добавляю туда гвоздику. Это консервант, который помогает туши храниться долго. Если честно, когда мой учитель впервые познакомил меня с рецептом, от его чернил запах был такой, будто кто-то умер. Мои лежат у меня уже несколько месяцев. Пахнут, конечно, резковато, но все же не дохлыми мышами!
Ну а дальше наступает время волшебства: прямо на глазах у юной публики Инна разрезает ножницами жестяную банку и превращает заготовку в ручку, которую мальчишки и девчонки с удовольствием пробуют.
— Ну а фразу из пера кто-нибудь угадал? — не забывает напоследок спросить художница.
В воздух взлетают сразу пять рук.
— «Где мало слов, там вес они имеют», — хором декламируют дети.
— Тут оказалось даже лучше, чем я думала, — делится впечатлениями Лиза Богомолова из 5-го «А». — В каждой картине скрытый смысл, который хочется разгадывать. Мне больше всего понравилось «Сознание» — это почти как вся жизнь сразу! И змей, и папа с дочкой, и красивые слова… И краски играют! Хоть она и черно-белая.