В очереди за подарками
logo

Темы номера

В очереди за подарками

Елена ТИХОНОВА, фото автора и из архива

Ровно 30 лет назад, 1 апреля 1992 года, в Хабаровске стартовала бесплатная приватизация жилья. В первый же день на приеме в администрации города побывали 446 человек, удалось принять 72 заявления.

Вообще-то тема приватизации до сих пор остается болезненной для России. Этакое послевкусие обмана. Первый проект перехода к рыночной экономике через массовую приватизацию общенародной социалистической собственности был разработан группой экономистов в 1990 году. Мы его помним как программу «500 дней».

Всем фабрик не хватило

Наверное, экономисты хотели как лучше. Но начали с мошеннических аукционов. В обмен на деньги на президентскую кампанию Бориса Ельцина несколько человек, которых потом стали называть олигархами, по сильно заниженной стоимости получили самые крупные и рентабельные производства. В целом же в частные руки перешло около 16 тысяч предприятий.

Поскольку фабрик и заводов на всех не хватило, депутаты подошли к решению такой несправедливости творчески — отдали народу в собственность их жилье.

— Это было единственное, что могло в те годы дать государство людям, — рассуждает российский историк и архитектурный критик Григорий Ревзин. — Такой шаг ничего не стоил казне и в то же время имел большое значение для граждан. Справедливости ради замечу, что государство оставило за собой часть социальных обязательств, например, по бесплатному переселению из аварийного жилья.

Перекличка по вечерам

Нужно сказать, что до перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже дом, который находился в личной собственности, нельзя было открыто продать. То же и с жилищно-строительными кооперативами. Сейчас нам трудно это понять. Как так? На свои деньги построил дом или квартиру и не можешь ею распоряжаться? Правда, в 1988 году казус был устранен — Совет министров СССР принял соответствующее постановление.

Ну а те, у кого жилья в собственности не было, выстроились в очередь.

Светлана Верещагина, начальник городского управления жилищного фонда и приватизации жилья, начала свою трудовую деятельность в 2001 году. И хотя к этому времени приватизация шла почти 10 лет, конца ажиотажу все еще не предвиделось.

— Наше управление в 2000 году перенесли на Уссурийский бульвар, 2. Очереди были — ух! — рассказывает Светлана Николаевна. — Люди записывались заранее, сами вели учет, вечером проводили перекличку. Находились ушлые ребята, которые продавали место в очереди.

За три десятка лет россиянами было приватизировано 83 процента от общего жилого фонда, подходящего для перевода в собственность. Рыночная стоимость всех приватизированных жилых помещений оценивается в 84 трлн руб.
Что такое ксерокопия?

Сотрудники управления находились в настоящей осаде. После работы их выводили через черный ход.

— На каждого специалиста норма — 10 человек в день, — продолжает Светлана Верещагина. — Прием вели с 9 до 16 часов, потом работали с документами.

Сегодня легко сказать — работали с документами. Заглянул в компьютер, нажал пару клавиш — и вуаля! А тогда никакой базы данных не было, о ксероксе слыхом не слыхали. Как и о компьютере с принтером. А у каждого посетителя куча документов, в семье по несколько человек, все бумаги нужно проверить, все записать. Люди разные, кто-то быстро заполняет бланки, кто-то еле шевелится, пишет как курица лапой.

А за окном волнуется море очередников. Условия известны: бесплатная приватизация возможна лишь раз. Исключение — дети, которым на время оформления документов меньше 18 лет. После совершеннолетия смогут приватизировать свое жилье, если занимают его на условиях социального найма. Нельзя получить в собственность только служебные квартиры и те, что находятся в аварийном доме.

Тщательно считали метры

Вообще-то бесплатная приватизация — это сегодня оксюморон. Потому что платной просто не бывает. Ведь это вроде как подарок от государства, личный твой кусочек от большого общего пирога.

Однако есть нюанс. Мало кто помнит, но в самом начале процесса, с апреля по декабрь 1992 года, приватизация была не так чтобы безоговорочно бесплатной.

— Изначально закон запутали дополнениями и условиями, — говорит профессор финансового университета при Правительстве РФ Сергей Стерник. — Прописали, что в собственность граждан может быть передано 18 кв. м общей площади квартиры из расчета на одного человека и дополнительно 9 кв. м на семью. Местные Советы народных депутатов могли увеличить площадь бесплатно приватизируемого жилья, но не бесконечно. Оценку общей стоимости квартиры возложили на независимые комиссии.

Эти условия добавляли головной боли и гражданам, и исполнителям. 23 декабря 1992-го в закон внесли изменения и про подсчет метров забыли.

И так пять раз подряд

В Хабаровске приватизировано 94,9 процента всех жилых помещений, подлежащих приватизации. Остальные 5 процентов — это либо те, кто вообще не привык никуда торопиться, либо принципиальные противники приватизации.

Время от времени запускались страшилки, что несобственников будут вышвыривать из казенного жилья и отдавать его нуждающимся очередникам, которые без капризов его приватизируют и тем самым снимут с баланса муниципалитета. Но более ощутимый толчок (если не сказать пинок) с ускорением придал Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005-м. В нем ограничивался срок приватизации 2007 годом. И скептики рванули занимать очередь.

Вероятно, выглядело это весело, потому что потом сроки переносились еще пять раз, и пять раз наблюдалось цунами ажиотажа.

А с 2017 года приватизация стала бессрочной. Иди хоть сейчас, хоть через год. И никакой очереди.

Экономика радуется

Приватизация 1.jpg

Действующим законодательством допускается и деприватизация. Человек может вернуть все как было и стать просто квартиросъемщиком.

Светлана Николаевна пояснила, что в Хабаровске такие факты нечасты — 2—3 раза в год. Но в масштабе страны, видимо, получается заметная цифра, коль об этом время от времени рассуждают депутаты Госдумы.

— Факты деприватизации свидетельствуют о низкой эффективности программ социальной поддержки в жилищной сфере, — отмечает парламентарий Владимир Ресин. — Малообеспеченные граждане не могут на депрессивных рынках продать свое приватизированное жилье для улучшения жилищных условий. В то же время у них нет денег на его содержание, налогообложение, капремонт. Они едва тянут оплату ЖКУ.

Тем не менее большинство предпочитают быть полновластными хозяевами своих «квадратов». Рада и экономика.

— Массовая приватизация жилья позволила создать активный жилищный рынок в стране, — говорит Сергей Стерник. — Сначала появился сектор вторичной, а затем первичной жилой недвижимости. Возникли институты залога, ипотеки и, наконец, проектного финансирования жилищного строительства с использованием эскроу-счетов, мощных финансовых рычагов развития банковской системы.



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)