Темы номера
Удивить новым автобусом, помочь раскрасить остановки или стать гидом, готовы хабаровские перевозчики, чтобы пассажир почувствовал заботу о себе.
В транспортной отрасли не бывает случайных людей. Сюда приходят вслед за родителями и остаются, хотя здешний хлеб один из самых тяжелых.
Восьмерка на всю жизнь
Династии для транспортников ― обычное дело.
― В 1987 году пришел из армии, папа отвел за руку в филиал «Северный» в автопарк. Сказал: «Будешь работать на автобусе», ― вспоминает перевозчик Виталий Артамонов. ― Он тоже водителем был. Тогда это считалось престижной профессией, зарплата 600 руб. ― не везде столько давали! Ездили тогда на «икарусах» ― отличные автобусы были, жаль, завод-изготовитель закрылся. Пять лет проработал, началась перестройка. Решил попробовать себя на коммерческих перевозках. Купил кавзик ― небольшой автобус на 21 сидячее место. И выехал на нем на маршрут № 8.
В перестройку маршруты и расписание каждый определял себе сам ― это сейчас все упорядоченно и понятно. Тогда начинали работать без лицензий. В 1994-м зарегистрировались, стали предпринимателями.
― Многие годы был бригадиром на восьмерке, ― говорит Виталий Иванович. ― Купил пазик, потом еще, в итоге получился автопарк из 10 машин. Уже стало модно ДЭУ покупать, а я все за отечественный автопром! Но уговорили, убедили попробовать. Одно время работали на корейских автобусах, потом взяли НефАЗы и «Волгабасы», поставили их на восьмерку и 35-й. Сейчас купили новые машины в Китае, они с конвейера сразу к нам в город пойдут. Хочется, чтобы пассажирам нашим было приятно и комфортно ездить.
Креатив на маршруте
«Такие только у меня и у Майкла Джексона», ― шутит про новые автобусы сын Артамонова Данил. И искренне радуется, что на их любимой восьмерке будут самые крутые в городе машины. Много лет он вместе с отцом занимается пассажирскими перевозками и всегда старается выделиться ― придумывает для пассажиров различные акции. На зимние каникулы, к примеру, объявляют о бесплатном проезде для отличников. Показал в дневнике пятерки ― и езжай! Летом пенсионерам, едущим на дачи до «Полярной», предоставляют скидку. В автобусах провел вайфай, правда, сетует, что пассажиры им не пользуются, хотя большинство в пути постоянно в телефонах. На Новый год не каждая елка в квартире так украшена, как «восьмерка», создает праздничное настроение горожанам.
― Дети мои еще со школы помогают мне в работе, ― рассказывает Артамонов. ― На каникулах кондукторами со мной ездили, сейчас работаем вместе. Дочь Елизавета ― медик, она в кабинете предрейсовые и послерейсовые осмотры проводит, помогает по бухгалтерии. Даня ― моя правая рука во всех делах. Он и сам уже перевозчик, у него несколько маршрутов на обслуживании. Но самый наш любимый ― восьмерка. Никогда не хотел его сменить, так всю жизнь по нему и езжу.
От «гармошки» до «ракеты»
Что такое полюбить один маршрут раз и навсегда, прекрасно знает водитель троллейбуса МУП «ГЭТ» Евгения Автушкевич.
Она уже четверть века ездит от аэропорта до Комсомольской площади и обратно. Уверяет ― движение по кольцу не может надоесть!
На предприятие ее тоже привел отец, который много лет крутил баранку троллейбуса. А Евгения еще маленькой девчонкой просилась к нему в кабину и с восторгом смотрела, как работает папа. Тогда ей казалось, что лучше профессии быть не может. В этом она убеждена и сейчас.
Перебирает, на каких троллейбусах довелось за эти годы выезжать из депо. Начинала на ЗиЛе, потом покаталась на сочлененном (редкость для города) длинном, с гармошкой посередине. Сейчас ей вместе с коллегой доверили посменно выводить на маршрут уфимский троллейбус, переданный для тестирования.
― Конечно, современную машину не сравнить с теми, что были 25 лет назад, ― улыбается женщина. ― Сейчас в них приятно и пассажирам, и водителю, движение плавное, мягкий ход. А когда утром заводишь троллейбус, чувствуешь себя будто в космическом корабле ― столько включается подсветки!
Держите бабушку!
Евгения считается одной из лучших специалистов на предприятии. Дважды она представляла Хабаровск на всероссийских конкурсах водителей троллейбусов.
На состязании сдавали теорию ― демонстрировали знания ПДД, устройства троллейбусов, должностной инструкции, затем переходили к практике. Упражнения на автодроме выполняли на скорость, а затем на скорость, но уже с бабушкой на борту. Задача ― уложиться в отведенное время и при этом не уронить старушку. Конечно, ни одна пенсионерка на конкурсе не пострадала ― ее роль выполняла матрешка, которую ставили в салон. Наша Евгения довезла ее в целости и сохранности.
― Некоторые удивляются, как можно ездить по одному маршруту годами, но ведь он всегда разный, ― объясняет водитель. ― Я детям в шутку говорю, что у мамы отличная работа: она любуется в окошко и деньги за это получает. Это так здорово ― утром смотришь, как город просыпается, чем он живет. Интересно наблюдать за пассажирами и пешеходами: как объясняются в любви, как родители ребенку рассказывают об устройстве мира. Зимой у нас буквально на глазах возводят ледовый городок на площади Ленина. Первый круг ― глыбы установили, второй ― скульпторы начинают работу, едешь и радуешься. А еще радуют пассажиры. Под Новый год зашел Дед Мороз, поздравил нас с кондуктором с праздником, вручил сладости. Стишок, правда, прочитать не просил. Однажды сели люди со змеей в руках, они ее купили на рынке и домой везли. Нашлись среди пассажиров желающие ее погладить, хотя мне даже издалека жутко было смотреть.
Бывает, что в троллейбусе по пути устраивают настоящие фотосессии. В том числе и свадебные. Садятся на «научке», когда в салоне уже никого не остается, и проезжают до главпочтамта, успевая сделать нужные кадры.
― Мне всегда нравился отрезок пути от малого порта в сторону аэропорта, ― признается Автушкевич. ― Там росли тополя, которые так наклонили ветви, будто въезжаешь в живую арку из деревьев. А в аэропорту мы встречаем гостей города, и часто они спрашивают у нас, какие достопримечательности есть в Хабаровске, а потом перед отлетом, если снова попадают на наш троллейбус, рассказывают, что посмотрели.
Показатель профессионализма
Перевозчик Марина Ермилова ― представитель еще одной транспортной династии. В отрасль пришла вслед за мужем, а его вместе с братом привел отец. Николай Ермилов более 40 лет проработал в объединении грузового автотранспорта. Сыновья уже тоже со стажем в четыре десятка лет.
― Работали водителями грузовых авто, автобусов, механиками в ХПОПАТ, ― перечисляет Марина Петровна. ― Вся жизнь посвящена транспорту! Оба отработали так, что не стыдно оглянуться. Ни одного ДТП по их вине ― это показатель высокого профессионализма.
Пассажирскими перевозками Ермиловы стали заниматься в перестройку, втянулись, создали свое предприятие. Гордятся тем, что большинство водителей с ними трудятся десятилетиями, создают семьи в коллективе. Главный критерий ― безаварийная работа. Человек должен знать, что едет в автобусе безопасно.
― Нелегкий труд, мужской, но предприятие возглавляю я, потому что женщины более усидчивы, внимательны, работа с документами, финансами, ― продолжает предприниматель. ― К тому же с людьми женщинам ладить проще ― от природы так заложено. Мужчины больше по технической части. И сейчас нам с мужем помогают сыновья, которые приняли решение работать с родителями.
В городе и в Индустриальном районе, в котором трудятся перевозчики, знают: Ермиловы всегда отзываются на просьбы о помощи. Безвозмездно предоставляют автобусы, чтобы доставить на мероприятия ветеранов, местных артистов. Марина Петровна ― постоянный спонсор фестиваля патриотической песни «Виктория» и член жюри. Помогают детским домам, ветеранам, спортивным организациям. Сразу же откликнулись на творческую акцию ― закупили краски и инструменты, чтобы ребята раскрасили остановки общественного транспорта.
― И пассажирам приятно ждать автобус в таких красивых остановках, и у детей это оставит след в душе, ― уверена Марина Петровна. ― Они сами придумывали эскизы, воплощали — это здорово! Думаю, надо поддерживать такие инициативы.