В соавторстве с природой
logo

Темы номера

В соавторстве с природой

Полина АПАРИНА, фото автора

Десять команд боролись за победу в первом юношеском конкурсе «Ледогравюра».

4 и 5 марта в парке им. Н.Н. Муравьева-Амурского молодые художники и скульпторы Дальнего Востока корпели над своими будущими «полотнами». Однако вместо бруска дерева или листа металла ребята вооружились «мольбертами» с минусовой температурой ― кубами льда.

Как медведь костюм выгуливал

В нос бьет запах свежей типографской краски — значит, мы на верном пути. Краем уха улавливаем стук стамесок, шорох резцов. Проследовав за ними, оказываемся в зимней мастерской, где работа кипит с самого утра. Ни порывистый ветер, ни легкий морозец, то и дело норовящий искусать щеки и руки, не смогли спугнуть музу, так что мастера трудятся, не разгибая спин. Полету фантазии задали три направления: «Природа Дальнего Востока», «Мой мир» и «Абстрактная композиция». Прогуливаясь между ледяными глыбами, тихонько заглядываю каждому участнику за плечо. Большинство из них все-таки отдали предпочтение родной флоре и фауне.

— Центром моей пробной композиции стал медведь, бродящий по лесу в народном нанайском костюме. Работа, конечно, шла со скрипом, потому что до этого я ни разу в руках стамеску не держала. Но потом наловчилась, стало легче, — рассказывает участница конкурса Анастасия Климова. — Перевела дух и приступила к следующему рисунку. Мне очень нравятся животные, так что на новом эскизе вырезала дальневосточного оленя, украсив его мощные рога и шерстку нанайским орнаментом.

Рядом с Анастасией работает ее напарник, Семен Козлов. Подойдя ближе, вижу, как ровные высеченные во льду линии складываются в…

— Катер, а за ним возвышаются сопки, — кивает юноша. — Подумал, что Дальний Восток должен ассоциироваться у людей не только с животными и растениями, но и с уникальной архитектурой, транспортом. Самим Амуром, в конце концов.

С ледогравюрой (да и с гравюрой вообще) Семен познакомился только на конкурсе, но быстро смекнул, что к чему.

— Главное, быть внимательным и не торопиться, иначе можно срезать лишнего, — обращает внимание он. — Ну и разобраться, под каким углом стамеску держать.

Ветер с Амура дул…

dbb7c1ae-08c8-4eaa-8f53-86bbaa3b204e.jpg

Технику гравирования на льду преподаватели хабаровского краевого колледжа искусств подсмотрели у одного небезызвестного пекинского художника. Доселе на Дальнем Востоке подобным никто не занимался, так что местные энтузиасты решили опробовать заморское ремесло.

— Сначала это был небольшой, так сказать, междусобойчик. Собрались втроем на берегу Амура, вырезали пару рисунков, наделали оттисков, — вспоминает куратор конкурса, преподаватель хабаровского краевого колледжа искусств Данил Цой. — А в прошлом году привлекли к делу студентов и выпускников, провели мастер-классы. Технику ребята приняли на «ура», так что в 2024-м решили развернуть целый зимний поединок.

Ледовые баталии — удел терпеливых. Над одной вырезкой приходится корпеть от трех до шести часов в зависимости от сложности эскиза.

— Хотя, конечно, со льдом дело идет быстрее, чем с линолеумом. Я занималась линогравюрой, так что знаю, о чем говорю, — улыбается участница Анастасия Патлай.

За спиной раздается звук, до боли похожий на звон разбитого стекла. Оборачиваюсь: точно, оно. Безжалостный ветер сдул банку с алой краской прямо на свежую вырезку.

— Выходит, рисунок испорчен? — вздыхаю, тоскливо наблюдая за растекающимся по форме пятном.

— Вовсе нет. Напротив, работа только начинает жить, потому что эту кляксу мы можем интересно обыграть, — заверяет меня куратор конкурса, скульптор Иван Локтюхин. — Лед — это «живой» материал, поэтому здесь всегда есть место неожиданности. Когда он подтаивает, рисунок меняется, и с одной и той же матрицы получается снять несколько непохожих друг на друга оттисков.

Вот оно что. Тогда понятно, откуда такие цифры: за два дня мастера и любители ледового искусства собрали внушительную коллекцию из почти 200 гравюр. Кстати, лучшие из них хабаровчане увидят в конце марта на выставке в ДВХМ.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)