В цене и люди, и машины
logo

Темы номера

В цене и люди, и машины

Анастасия ШУБИНА, фото из архива

В преддверии Дня работников автомобильного транспорта чествовали лучших представителей профессии краевого центра.

На торжественный прием мэра Хабаровска в Городской дворец культуры пригласили 36 передовиков и ветеранов отрасли. Теперь в ней в основном заняты частники. С некоторыми нам удалось поговорить и узнать, как им живется в современных реалиях.

Космически дорогая техника

Директор ООО «Бриз» Елена Шадуя пришла в транспортную сферу деятельности еще в 2002 году, тогда этот бизнес только становился на крыло.

— Основной подъем у нас начался с 2016-го, когда вступил в силу 220-й закон и заработала конкурсная система отбора перевозчиков на маршруты, — вспоминает она. — Тогда укрупнили свое предприятие: за пять лет приобрели в лизинг 30 новых автобусов малого и среднего класса.

Сегодня перевозчики отмечают, что стоимость техники выросла в 1,5—2 раза, как и кредитные ставки, поэтому обновлять автопарк согласно требованиям законодательства сложно.

— Особенно это касается малого предпринимательства, — отмечает руководитель ООО «Дальавтотехэкспертиза» Александр Куликов. — Административных требований к перевозчикам много — необходимо устанавливать и использовать систему ГЛОНАСС, тахометры, а поддержки минимум. Автобусы сейчас приобретаем не новее 2012 года, потому что цены на современные машины просто космические.

Естественно, это не может не отразиться на пассажирах, поскольку частники вынуждены поднимать тарифы.

— Конечно, для людей заплатить 50 руб. за одну поездку кажется дорого, некоторые ежедневно добираются до места назначения не на одном автобусе, — рассуждает и.о. руководителя группы компаний «Пять звезд» Иван Новиков. — Но даже таким крупным перевозчикам, как мы, при этой стоимости услуг доходов хватает, только чтобы выплачивать долги, зарплату экипажам и другим работникам и самим оставаться на плаву. Ни о каком интенсивном развитии речи не идет, для этого необходима государственная поддержка.

Однако, побывав на крупном заводе — производителе автобусов «Ютонг» в Китае, хабаровские предприниматели были поражены, насколько технологии там шагнули вперед.

— У них уже машины на газомоторном топливе — вчерашний день, там изготавливают электробусы, технику на водороде, а мы все ездим на горючке, которая с каждым днем дорожает, — отметила Елена Шадуя. — Насколько мне известно, представители этого предприятия планируют выйти с инвестиционными предложениями, чтобы построить в Хабаровске подобный завод. Если такой проект удастся воплотить в жизнь, ситуация с покупкой транспорта в корне изменится.   

Кнут и пряник для кадров

Еще один больной вопрос, волнующий перевозчиков, касается нехватки водителей. Особенно некоторые переживают по поводу введения ограничений в части найма мигрантов без российского гражданства, которые работают по патентам, из-за повсеместных жалоб пассажиров на то, что иностранцы нарушают правила, ведут себя непристойно.

— Можно в этой сфере применять какие-то альтернативные меры: где-то наказывать кнутом, штрафуя или даже выдворяя на родину за злостные нарушения, а где-то и пряником — поощряя за безаварийную езду, — считает Елена Владимировна. — Пренебрегают правилами и проявляют неуважение водители любой национальности, все зависит от человека. У нас есть работник Алексей Гордейчук, настоящий профессионал в своем деле: спокойный, вежливый, с техническим складом ума. Страховку за него платим самую маленькую, потому что управляет транспортом безупречно. За это и награжден в 2024 году. Таких всегда ставим в пример молодым специалистам, хотя они приходят крайне редко и надолго не задерживаются.

Кадровый голод в последние годы испытывают и коммерческие перевозчики, и предприятие горэлектротранспорта, даже открытие учебного центра для подготовки водителей трамваев и троллейбусов проблему не решает до конца. И все же руководство старается мотивировать свой персонал премиями за отличный труд, награждением к профессиональному празднику, участием и победами в различных конкурсах. Ведь на тех, кто управляет общественным транспортом, по сути, и держится отрасль.

— Несмотря на все трудности, каждый год ставим новые задачи и стараемся их решать совместными усилиями, — отмечает начальник городского управления промышленности, транспорта, связи Владимир Ощановский. — Преодолевая преграды, ежегодно предприниматели обновляют автопарки, покупая технику в лизинг и кредиты. Только в 2024-м они приобрели 35 автобусов. По поручению президента за счет средств специального казначейского кредита, выделенного из федерального бюджета Хабаровскому краю, закупаем 10 трамваев и 16 троллейбусов общей стоимостью 1,4 млрд руб. И по мере возможности продолжим выбранный вектор развития транспортной сети.

На 60 городских маршрутах сегодня ежедневно работают около 500 машин, услуги оказывают 33 перевозчика. Весь подвижной состав оснащен бортовым навигационно-связным оборудованием, системами для безналичной оплаты.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)