Вечный вопрос
logo

Темы номера

Вечный вопрос

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Депутатский час на тему «Развитие городской дорожной инфраструктуры, строительство и ремонт» прошел в администрации Хабаровска с участием мэра Сергея Кравчука.

Участие в разговоре на важную тему приняли также депутаты Законодательной думы, ученые, Борис Гладких представлял Государственную думу.

— Хабаровчан волнует состояние дорожного полотна, на что они неоднократно обращали внимание депутатского корпуса на встречах, — сказал председатель городской думы Андрей Белоглазов. — Много нареканий вызывает у жителей ямочный ремонт, строительство развязок, летние ремонтные работы на дорогах и борьба с пробками и заторами. Поэтому предлагаю сегодня обсудить часть этих вопросов.

О чем должны знать горожане

Поддержал спикера и Сергей Кравчук, сказав, что Хабаровск по праву считается одним из самых благоустроенных городов Дальнего Востока и всем его жителям хочется большего комфорта, особенно на дорогах.

— Спасибо депутатам Законодательной и городской думы за то, что вы принимаете наши предложения по улучшению дорожного хозяйства, инфраструктурным проектам и поддерживаете их, — подчеркнул Сергей Анатольевич. — С вашей помощью мы смогли приобрести снегоуборочную специализированную технику. Работы в этом направлении предостаточно. Парк техники должен увеличиваться и обновляться. Износ машин у нас составлял 70 процентов. Губернатор Дмитрий Демешин выделил 50 млн руб., мы добавили еще почти 150 млн руб., сумев приобрести на них 20 единиц техники. Тем самым уровень изношенности машин снизился до 65 процентов. Но мы еще далеки от норматива содержания дорог. Вот тут бы помог транспортный налог, который оплачивают хабаровчане и который почти целиком уходит в край. А это без малого 950 млн руб. Хочу попросить Бориса Михайловича помочь в этом вопросе на уровне Госдумы. Эти деньги не поступают в городской бюджет, а хотелось бы. На них можно и технику приобретать, и больше приводить в порядок дорог.

Сегодняшняя повестка важна еще и тем, что хабаровчане должны знать, какие автомагистрали начнут ремонтировать уже совсем скоро, какие и где будут строить, на каких участках изменится движение транспорта, а какие на время перекроют. В апреле подрядчик уже заходит на объекты и начинает подготовку. Большую помощь оказывают национальные проекты, в которых город всегда участвует на условиях софинансирования. А задача депутатов, по словам мэра, донести все хорошие новости до избирателей.

Изменилось лишь название

В рамках государственной региональной программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края» администрация города приняла участие с предоставлением субсидий из краевого бюджета по трем мероприятиям.

— Суть нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», сменившего «Безопасные качественные дороги», прежняя — ремонтировать автомагистрали, — рассказал заместитель мэра по промышленности, транспорту, связи Андрей Горшенин. — На это предусмотрено 1 млрд 156 млн руб., из них 1 млрд выделил краевой бюджет и 156 млн руб. — бюджет города.

На капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, запланированоеще 500 млн руб., из которых 300 млн предоставил краевой бюджет и 200 млн руб. — муниципальный.

Третье мероприятие касается безопасности дорожного движения. По этому направлению выделено 113 млн руб., краевой бюджет дает 102 млн руб., муниципальный — 11 млн руб.

— Кроме этого, распоряжением правительства края от 6 марта 2025 года администрации города распределена дотация в размере 100 млн руб. на приведение так называемого гостевого маршрута в нормативное состояние, — добавил Андрей Владимирович. — Мы готовим для министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края заявку на предоставление субсидии по внедрению интеллектуальных транспортных систем, которые обойдутся в 46 млн руб.

Два объекта и один перекресток

Всего на реализацию национального проекта в 2025 году в бюджете города предусмотрено 1,156 млрд руб. На эти деньги на проспекте 60-летия Октября отремонтируют участок от улицы Машинистов до переулка Гаражного протяженностью 4,4 км. Заменят основание дорожной одежды, уложат новое асфальтобетонное покрытие, обустроят тротуары и автобусные остановки, сделают водоотведение. Завершить полностью ремонт проспекта планируется до конца 2026 года.

Второй объект, который приведут в нормативное состояние по нацпрограмме, — развязка, соединяющая улицу Ленинградскую с Восточным шоссе. Здесь заменят деформационные швы на спусках и подъемах, уложат двухслойный асфальтобетон, установят новое барьерное ограждение и современное электроосвещение, а также очистят и покрасят все конструктивные элементы.

Муниципальные контракты на 2025 год заключены, подрядная организация приступит к выполнению работ
с наступлением положительных температур, ориентировочно в середине апреля.

— На мероприятие по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в бюджете города предусмотрены средства в объеме 500 млн руб., — добавил Андрей Горшенин. — На эти средства планируем провести комплексный ремонт улицы Краснодарской от Карла Маркса до остановки «Детская железная дорога». В него войдут расширение проезжей части на Краснодарской с 2 до 4 полос, устройство регулируемого перекрестка на пересечении Карла Маркса и Краснодарской и остановочных павильонов, строительство инженерных сетей. Данные работы приведут к увеличению пропускной способности улиц Карла Маркса и Краснодарской, снизят нагрузку в часы пик, а также улучшат гостевой маршрут от аэропорта в сторону центра города.

На время работ предполагается организовать частичное движение транспорта без полного запрета на участке в границах улиц Карла Маркса и Демьяна Бедного. Но возможен и полный запрет во время перекладки сетей с обустройством временной остановки общественного транспорта по улице Демьяна Бедного в районе дома № 27.

Необходимость полного перекрытия улицы Краснодарской на участке станет ясна только после заключения муниципального контракта на проведение работ по переустройству инженерных коммуникаций.

Где искать ответы

Если первые два объекта, ремонтировать которые будут по нацпроекту, замечаний не вызвали, то перекресток улиц Карла Маркса и Краснодарской взбудоражил всех присутствующих. Они начали задавать вопросы по организации движения, его ограничению, переносу сетей, обходным маршрутам...

— Депутаты предусмотрели на этот ремонт 200 млн руб., — подчеркнул Андрей Белоглазов. — А есть ли уже проект, когда начнется его реализация и когда завершится работа по реконструкции?

— Хотел бы уточнить, что это не реконструкция, а ремонт, — подчеркнул Андрей Горшенин. — Экспертиза здесь не требуется, готовится только техническая документация. По строительной части уже все сделано, переработано. Осталось получить от Ростелекома смету на перенос их сетей. До 15 апреля планируем подписать контракт на выполнение и до 1 сентября завершить работы. Администрация города выделила 200 млн руб., еще 300 млн добавил краевой бюджет.

— Участок очень сложный, — заметил депутат по 12-му избирательному округу Константин Головко. — Где и какие объезды запланированы?

— Чуда не произойдет, — ответил Андрей Горшенин. — Другой дороги здесь просто нет, поэтому движение ограничим на половине проезжей части. Предусмотрены все возможные технические решения, и мы их используем. Автомобилисты быстро ориентируются и сами выбирают нужные пути.

Мэр Хабаровска Сергей Кравчук посоветовал депутатам донести эту информацию до избирателей заранее, сказав, что после ремонта в дальнейшем не придется стоять на этом участке в пробках в ожидании поворота на Краснодарскую. И привел в пример оборудованную несколько лет назад разгонную полосу со стороны Выборгской в сторону Карла Маркса. Пробки здесь стали гораздо реже.

— Ремонт Краснодарской создаст большие неудобства жителям на 6 месяцев, — заметил депутат по 17-му избирательному округу Александр Диденко. — Может быть, полностью перекрыть дорогу и завершить работы раньше?

Это предложение поддержал Сергей Кравчук, но заметил, что специалисты его пока останавливают. Нужно сначала получить все заключения по переносу сетей, а потом принимать решение.

Вспомнили и о ямочном ремонте

Представитель науки, руководитель высшей школы транспортного строительства, геодезии и землеустройства ТОГУ Алексей Каменчуков затронул тему, которая также волнует всех, назвав ямочный ремонт самым неэффективным методом, просто закапыванием денег. И спросил, есть ли ему альтернатива.

Андрей Горшенин согласился по поводу ямочного ремонта, заметив, что это не самый эффективный способ. Лучше содержать дороги согласно технологии и тем самым уменьшать количество средств, выделяемых на такой ремонт. Для этого необходимо привести весь комплекс работ к нормативу. Альтернативы ямочному ремонту еще не придумали.

— В этом году мы запланировали для устранения дефектов на дороге инжекторный метод, — добавил Андрей Владимирович. — Он ранее в Хабаровске не применялся. Но позволяет быстро устранять все выбоины. Есть и другие приемы, но технологии не разработаны. На ямочный ремонт выделено 150 млн, а надо 650 млн руб. Отсюда и проблемы.

Без науки не обойтись

Советник ректора ДВГУПС Геннадий Маркелов остановился на транспортном обследовании и моделировании. Любой план городской инфраструктуры состоит из развития улично-дорожной сети. Крайне важно, чтобы в капремонте все было обосновано, а в основе всего лежала транспортная модель.

— Сейчас застраивают Воронежскую, а кто-то заранее подумал о транспортной сети? — задал вопрос Геннадий Яковлевич. — Рабочий Городок — без комментариев, сплошные пробки, выехать из поселка им. Горького невозможно. Сегодня мы говорим об улице Краснодарской. А эффективны ли те меры, что запланированы?

— Документы транспортного планирования должны обновляться не реже раза в 15 лет, — ответил Андрей Горшенин. — На Краснодарской, чтобы кратно увеличить пропускную способность улицы, на мой взгляд, не нужно моделирование.

— Но без науки не обойтись, — не согласился мэр. — Мы просчитали стоимость ремонта, узнали, сколько машин проходит утром, днем и вечером, в выходные. Помогите нам, сделайте модель на этот объект. Давайте работать совместно. Это будет реальный вклад университета в развитие города.

Точка не поставлена

Депутат Государственной думы Борис Гладких взял слово в самом конце заседания.

— Жители действительно должны знать, как развивается улично-дорожная сеть и куда тратятся деньги в виде транспортного налога, — отметил он. — Раньше краевой бюджет выделял городу достаточно средств на эти цели. И хотя транспортный налог тогда не перераспределили, нашли возможность помогать субсидиями. Этот инструмент работал до 2019 года. Потом эти средства направили на строительство дороги «Обход Хабаровска» и забыли о них. Нужно вернуться к вопросу формирования улично-дорожной сети. Качество жизни хабаровчан определяется их социальным настроением. И если подолгу стоять в пробках, то невольно закрадываются мысли о неспособности властей решить эту проблему. Нельзя этого допускать. Нужно продумать, за счет чего можно расширить самые узкие места на городских дорогах, чтобы они стали не только доступны, но и безопасны. К этим проблемам должна подключиться и краевая дума. Хорошо, что президент дает финансовую поддержку на ремонт дорог. Необходимо возвращаться к сотрудничеству края и города, каким оно было ранее. Иначе мы не сможем ответить на вопросы жителей, где и как начнут ремонтировать ту или иную дорогу. Если сейчас минфин края говорит «нет», то когда оно скажет «да»? Если город доказал, что он может, нет повода не доверять ему. И люди будут спокойнее.

Завершая депутатский час, Сергей Кравчук отметил, что поднятые вопросы злободневны и решать их, как бы ни было сложно, придется.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)