Темы номера
Одной из наиболее острых проблем жилищно-коммунального хозяйства являются неплатежи.
Они сказываются на интересах ресурсоснабжающих организаций и законопослушных потребителей, для которых качество услуг тоже понижается из-за роста чужой задолженности. Возможно ли снизить ее и как в этом помогают умные счетчики и интерактивные сервисы? Об этом наша беседа с начальником Хабаровского расчетно-контрольного центра филиала ПАО «ДЭК»-«Хабаровскэнергосбыт» Ольгой Безруковой.
— Ольга Александровна, до новогодних праздников остается чуть больше месяца. Какая работа по снижению задолженности населения проводится Дальневосточной энергетической компанией? И что ожидает горожан из-за несвоевременной оплаты за потребленный ресурс?
— У нас около 266,3 тысячи потребителей по электрической энергии и 225,1 тысячи — по тепловой, из них более 220 тысяч горожан проживают в многоквартирных домах. Не секрет, что работа с населением — достаточно сложна. Потребители бывают добросовестные, оплачивающие квитанции в срок, и те, что копят долги. Из-за этого происходит рост задолженности за электрическую энергию, отопление и горячее водоснабжение. С недобросовестными потребителями проводится разъяснительная работа путем телефонных переговоров, рассылкой SMS-сообщений и при проведении адресной работы. Неплательщикам вручаются претензии, уведомления о планируемых ограничениях электрической энергии и горячей воды до полной оплаты счетов. Условием для приостановления является задолженность, превышающая величину двухмесячного размера платы, исчисленной исходя из норматива. Практика показывает, что механизм ограничения энергоресурсов является одним из самых действенных. После получения уведомления есть 20 дней, чтобы погасить долг в полном объеме. В октябре более 11,5 тысячинедобросовестных клиентов компании уведомлены о предстоящих ограничениях. До конца года в Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе энергетики планируют провести около 8,5 тысячи отключений подачи энергоресурсов.
— Полученные коммунальные услуги должны быть оплачены в полном объеме, — комментирует заместитель начальника городского управления ЖКХ Олег Кустов. — Если без воды можно какое-то время прожить, то без электроэнергии и отопления зимой придется сложно. И напоминать о регулярной оплате считаю даже лишним. Каждый человек просто должен включить свое сознание.
Если потребитель не предпринимает мер по устранению задолженности, мы вынуждены обращаться в суд. После вынесения судебных решений должникам грозит арест банковских счетов, части заработной платы, пенсии, стипендии, ограничение на совершение регистрационных действий с недвижимостью и автомобилем, запрет выезда за пределы РФ, арест имущества. Кроме этого, каждый должник должен помнить, что из-за неоплаченных счетов по квартплате может испортиться и его кредитная история, что грозит в будущем отказом в выдаче займов. К тому же сейчас многие работодатели, прежде чем принять на работу нового сотрудника, проверяют его дисциплинированность как плательщика путем мониторинга сайта судебных приставов.
— А как проводятся рейдовые мероприятия энергетиков?
— Мы тесно сотрудничаем с Госавтоинспекцией и службой судебных приставов. Совместные рейдовые мероприятия проводятся обычно на трассах федерального значения, около крупных торговых центров. При проверке водителей по базе данных службы судебных приставов выявляются должники не только по штрафам и налогам, но и неплательщики за жилищно-коммунальные ресурсы. Мобильный комплекс «Дорожный пристав» помогает по номеру автомашины определить данные автовладельца, проверить, имеется ли у него задолженность. В Хабаровске в ходе одного из мероприятий в счет долга за горячее отопление и ГВС на сумму 129 тыс. руб. арестован автомобиль возле гипермаркета.
Уже составлены планы по проведению совместных рейдовых мероприятий в ноябре и декабре. Думаю, не очень приятно в предновогоднюю суету лишиться автомобиля или ждать, когда к тебе в квартиру постучатся судебные приставы, чтобы арестовать за долги имущество.
— С 9 сентября нынешнего года в силу вступили изменения, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ. Государственная пошлина при обращении в суд увеличилась в десять раз. Как коснулись эти изменения клиентов ДЭК, имеющих долги за потребленные энергоресурсы?
— В случае выхода в суд на клиента-должника и получения положительного решения с последнего удержат не только основной долг и начисленную пеню за просрочку платежа, но и судебные расходы в виде госпошлины. Ее минимальный размер для физических лиц составляет сегодня 2 тыс. руб. (ранее — 200 руб.), также изменения в части размера госпошлины затронули и юридических лиц, минимальный размер для них теперь составляет 10 тыс. руб. (ранее —2 тыс. руб.).
Выгодные платежи и счетчики
— Жители края получают одну квитанцию на оплату электрической, тепловой энергии и горячей воды, теперь на них три QR-кода. Один за электроэнергию, второй — за ГВС и отопление. А зачем третий?
— С мая квитанции выходят в новом формате. Также изменилась нумерация лицевых счетов.
С помощью третьего QR-кода клиенты нашей компании могут воспользоваться новым сервисом «Платежная страница ПАО «ДЭК», чтобы в один клик без регистрации произвести оплату за электроэнергию, отопление, ГВС.
Через платежную страницу ПАО «ДЭК» все платежи осуществляются без комиссии, за исключением оплаты услуг АО «ДГК», но и там действуют выгодные тарифы.
— Поскольку ПАО «ДЭК» — гарантирующий поставщик электроэнергии, то на него возложена обязанность по установке интеллектуальных приборов учета. Какие из них попадают под замену и в какие сроки?
— Переход на счетчики с искусственным интеллектом —важный этап развития сферы энергетики, призванный ускорить цифровизацию отрасли. Преимущества умных приборов учета состоят в том, что они самостоятельно, без помощи человека передают показания, которые автоматически попадают в программный комплекс для расчетов. Такие счетчики лучше защищены от действий мошенников, недобросовестные граждане не смогут подключиться к чужому счетчику или совершить махинации со своими приборами. Таким образом, добросовестным клиентам компании бояться новых счетчиков не стоит, напротив, использование такого прибора учета позволяет в череде повседневных дел не пропустить срок передачи показаний и сэкономить личное время. «Хабаровскэнергосбыт» не первй год устанавливает умные приборы учета в многоквартирных домах, где счетчики отсутствуют, неисправны, у них истек межповерочный интервал или срок эксплуатации. Для клиентов такая услуга оказывается бесплатно.
Хотелось бы, чтобы горожане оказывали содействие специалистам, которые занимаются установкой новых приборов учета. Если потребитель отказывается от плановой замены прибора, то его вправе перевести на норматив с повышающим коэффициентом 1,5. Этот вопрос закреплен законодательством. О проведении работ клиентов заблаговременно информируют с помощью объявлений.
— Ольга Александровна, если человек все же попал в затруднительную финансовую ситуацию, что ему делать?
— Главное — не сидеть и не ждать, когда ограничат ресурс или обратятся за взысканием в судебном порядке. Нет безвыходных ситуаций. При обращении в офис компании есть возможность заключения реструктуризации, но для этого необходимо оплатить не менее 30% от основного долга. В дальнейшем текущие начисления необходимо оплачивать в полном объеме.