Темы номера
Более тридцати реконструкторов, сотни зрителей, тысячи холостых патронов, 350 литров солдатской каши и масса положительных эмоций. Таковы итоги масштабного мероприятия, приуроченного к 99-й годовщине Волочаевской битвы.
А еще интересные факты из истории Дальнего Востока, которые многие зрители, особенно школьного возраста, открыли для себя впервые.
Межрегиональный военно-исторический фестиваль «Волочаевские дни» прошел в пятый раз и впервые сменил место своей дислокации, перебравшись с сопки Июнь-Корань в краевой центр. Причиной стала реставрация памятника-музея, сооруженного в честь битвы, которая в 1922 году решила судьбу Хабаровска и Приморья.
За «красных» или за «белых»?
На календаре 13 февраля, на часах 14.00, на термометре 0. Горожане, оставив машины и автобусы возле здания ДОСААФ, семьями и компаниями движутся в одном направлении, туда, где звучит музыка и раздаются выстрелы, на летное поле. По пути родители рассказывают детям о том времени и Гражданской войне, в которой у каждой стороны была своя правда.
— Здравствуйте! Сегодня у нас проходит фестиваль «Волочаевские дни», кульминацией которого станет реконструкция Волочаевского боя, — рассказывает девушка в одежде волонтера Победы. — В тех событиях участвовали белые и красные. Мы предлагаем детям выбрать, на чьей стороне они хотят попробовать свои силы. «Белые» получают удостоверение, а «красные» — справку и с этими документами проходят мастер-классы. Успешно выполнивший задания сможет сделать выстрел из настоящей винтовки Мосина.
— Про Гражданскую войну я им все рассказал, — замечает мужчина, держащий за руки мальчика и девочку младшего школьного возраста. — Ты, сынок, за кого?
— За «красных», — уверено произносит парнишка.
— Но тогда, доча, и ты за «красных», не хватало, чтобы вы еще здесь воевать начали. И получится у нас настоящая Гражданская война.
— Удачи! — напутствуют волонтеры и заново объясняют все вновь подошедшим.
Ура! Теперь стрелять
Первая станция — «каллиграфия». Пером и чернилами надо написать в документе свою фамилию.
— Тем, у кого пером не получается, мы предлагаем ручку с чернилами, — улыбается волонтер Вероника. — Я сама первый раз настоящими чернилами писала, очень интересно.
Дальнейший путь каждый выбирает сам. Кто-то направляется в медпункт и учится накладывать повязку.
— Сначала мы показываем, как забинтовать палец, руку или голову (на выбор участника), а потом предлагаем ему повторить на своем товарище, — объясняет Ксения, сестра милосердия из детского военно-исторического клуба «Амурец», и добавляет: — Мне очень нравится в клубе, потому что занятия интересные и разные реконструкции.
А кто-то спешит на построение.
— Равняйсь! Смирно! — командует мужчина в папахе.
Эта станция, где надо без ошибок выполнить строевые команды. Взрослые улыбаются, вытягивая руки по швам, а малыши хмурят брови и старательно сгибают одну коленку при команде «вольно».
Полоса препятствий достаточно простая, и совсем не похожа на 12 рядов колючей проволоки, которые преодолевали бойцы Народно-революционной армии Дальневосточной республики, во время военной операции 99 лет назад.
Еще надо метнуть гранату и познакомиться с техникой штыкового боя.
— Левую ногу вперед, винтовку немного наклонить, движения туловища вперед, удалил и провернул, — объясняет реконструктор в серой шинели, папахе и с вещмешком за плечами.
Мальчишка лет двенадцати ловко повторяет движения и получает заветную печать в свою книжку.
— Ура! Теперь стрелять, — восклицает он и спешит в хвост длинной очереди. Правом выстрела из настоящей винтовки готовы воспользоваться не только мальчишки и мужчины, нажать на курок и зажмуриться от резкого звука желают и представительницы слабого пола.
Организатором фестиваля выступил клуб «Амурский рубеж», получивший губернаторский грант, при поддержке штаба Восточного военного округа и учебного центра ДОСААФ. Реконструкцию провели представители клубов из Хабаровска, Приморья и Амурской области.
Звучат известные песенные строки «Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни...», прерываемые отдельными выстрелами. Организаторы просят всех покинуть поле, белоповстанцы уже занимают боевые позиции.
— Мама, мама, а наши победят? ֫— робко спрашивает мальчуган лет пяти.
— Конечно победят! — заверяет его молодая женщина.
Раздаются пулеметные очереди, взрывы и выстрелы из винтовки — бойцы НРА начинают наступление на укрепленные позиции «белых», несколько человек сразу падают на землю. Кто-то слабым голосом зовет медсестру, и девчонки в шинелях ползут по снегу, чтобы оказать первую помощь.
— В те дни столбик термометра ночью опускался до 40 градусов, а снег местами достигал метра, — добавляет подробностей комментатор.
— А почему наши такие грязные? — спрашивает девочка лет десяти.
— Они уже несколько дней наступают, устали, а отдохнуть и умыться негде, — со знанием дело объясняет мужчина средних лет.
Тем временем народоармейцы саперными лопатами и прикладами перерубают колючую проволоку и пытаются продвинуться дальше. По свистку командира они поднимаются и снова бегут вперед.
— Мама, а наших не всех убьют? — тревожится уже знакомый мальчуган и радостно хлопает в ладоши, когда бойцы НРА занимают первую позицию белоповстанцев.
Взрослые наблюдают снисходительно, дети напряженно-внимательно. Действо подходит к концу, белоповстанцы, опасаясь окружения, отступают. Высота наша!
— Эта победа позволила войскам НРА без боев освободить Хабаровск, — констатирует комментатор.
Раздаются дружные возгласы «Ура!» и аплодисменты зрителей. Ребятня спешит собрать гильзы и убедиться, что пулемет действительно очень горячий. А после боя всех ждет еще и солдатская каша со сладким горячим чаем.
— Нам очень понравилось. Интересно, познавательно, полезно, — делится молодая женщина по имени Лена, пока ее дочери с аппетитом уплетают кашу. — Согласитесь, что так изучать историю куда интереснее и понятнее. Теперь ни одну реконструкцию не пропустим.