Темы номера
С обеда и до вечера самое коварное солнце, и на пляж лучше не соваться. Это любой взрослый знает. Отсутствие дядь и теть у реки на руку юным ― делай что хочешь, никто не остановит!
Если отдыхающие действительно предпочитают отсиживаться дома, пока палит небесное светило, то по пляжам отправляются полицейские. Сегодня мы едем с ними в рейд по воде на полицейском катере.
Амур цвета умбры
На носу катера представители дружины «Вектор» выглядывают подростков впереди, в кабине рядом с рулевым полиция и ГИМС, мы замыкаем, чтобы ничего не упустить.
Выворачиваем из затона и двигаемся знакомым маршрутом вдоль испещренной рисунками дамбы. Сейчас наша цель ― так называемые пески на Сахпричале. Это местечко притягивает несовершеннолетних как мух. Из плюсов здесь может быть только песок, коего огромное количество ― территория производственная, и его тут намывают и насыпают целые горы. В остальном только минусы. Находиться на площадке запрещено, но местные пробираются компаниями, устраивают пикники со всеми вытекающими, дети предоставлены сами себе. Каждый год пески забирают жертвы. В мае тут погиб восьмилетний ребенок.
Проходим мимо «Дельфина», где дети плещутся в воде цвета умбры. Это такой неприятный коричнево-грязный оттенок краски, помнится, в художественной школе мы использовали его, когда рисовали асфальт и Амур. Конечно, купаться тут запрещено и просто опасно ― очень сильное течение, отвратительное дно, да и сама вода далека от идеальной. Но тут юные купальщики под присмотром матросов-спасателей ― на пляже организован муниципальный пост.
Рано радоваться
― Никого! Вы посмотрите ― ни-ко-го!
Наш экипаж в радостном недоумении ― пески Сахпричала пусты. То есть абсолютно.
― Может, сработали постоянные рейды и напоминания? ― предполагают дружинники. ― Не зря, значит, мы время тратим!
Эх, неплохо, конечно, хотя для репортажа такие победы чреваты отсутствием фактуры. Утешает то, что впереди еще вся береговая линия вдоль города.
На песке возле «Броско» тоже затишье ― с пяток человек жарится на солнце. Зато на центральном пляже аншлаг. Напомнило сцену из «Титаника», когда много-много людей барахтались в воде вокруг корабля. Правда, тут без паники и борьбы за жизнь, да и прогулочный теплоход, облепленный со всех сторон купальщиками, не терпит бедствие. Беспощадная жара, видимо, совсем атрофировала в горожанах чувство самосохранения и брезгливости, раз они так охотно лезут в опасную и безумно грязную реку!
Но мы с вами отвлеклись, а наш предмет интереса ― подростки. Вот как раз и они ― прыгают в воду с парапета в районе утеса. Глупые дети придумали себе не самое лучшее занятие ― внизу камни, о которые можно легко проломить свои головушки.
― Все на берег! Полиция! ― раздается по громкой связи, и мальчишки бросаются врассыпную.
В том месте, где только что крутилась звонкоголосая стайка, мокрое пятно. Пацаны бегут с вещами в руках, их обгоняют более мобильные товарищи на самокатах, а вслед им несется грозное: «Еще раз увижу, всем протоколы выпишу!»
Пикник на обочине
Амур слизнул весь берег дикого пляжа в районе 38-й школы. Осталась скала, камни и вода. Но и этого оказалось достаточно детям, чтобы с относительным комфортом устроиться на отдых.
Под горой на детском одеяльце сидят мальчик и девочка. При виде полицейского катера не пускаются в бегство, потому что искренне не понимают, что делают не так.
― Вы знаете, что тут сильное течение и практически сразу от берега идет глубина около пяти метров? ― спрашивает Кирилл Блинов, старший специалист группы по связям со СМИ УМВД России по г. Хабаровску.
Детей эти сведения не удивляют ― все знают и даже подготовились.
― Мы тут рядом пятилитровки подобрали и с ними плаваем, ― показывает десятилетняя Маргарита. ― А то мы на воде еще не очень держимся.
По словам юных школьников, родители в курсе, что они пошли купаться, и посоветовали именно эту сопку под многоэтажками. И одеяльце вручили, чтобы удобнее было отдыхать. С собой дети прихватили полдник из пришкольного лагеря и планировали устроить пикник, да тут мы помешали.
― Как вы сюда добрались? ― оглядываю практически отвесную каменную стену с неким подобием тропинки, градусов этак под 80.
― Да вот по ней, за кусты держишься, чтобы не упасть — и нормально, ― объясняет восьмилетний Кирилл. ― И сразу почти к нашей общаге выходишь.
Из кустов то и дело высовываются собачьи морды ― там стая загнала кота на дерево и пока была увлечена поимкой несчастного.
― Пять, семь, а вон еще парочка, ― пытаюсь сосчитать поголовье псин.
― Палку возьму, может, не тронут, ― второклассник Кирилл грозно машет тоненькой веточкой.
Совершать восхождение к общаге среди псов ребятам не дали. Усадили в катер и доставили к пятаку возле лодочной ― немного дальше, зато не так опасно. Дети пришли в восторг от неожиданного, пусть и кратковременного путешествия по воде. Пообещали изучить содержание врученных им дружинниками буклетов вместе с родителями и больше не ходить к реке без взрослых.
По пути спугнули еще две компании подростков, пробиравшихся к Амуру. Завидев полицейский катер, те резко меняли планы и бежали обратно.
Мчим под Амурским мостом в сторону полуострова Заячьего ― самая дальняя, но не менее любимая купальщиками точка на карте города.
Накануне рыбаки вытащили здесь мальчишек, которые бесились в воде, пока их не подхватило течение. Хорошо, что недалеко оказались взрослые, которые успели прийти на помощь и спасти детей. Одному из них пришлось вызывать врачей ― нахлебался воды.
Сегодня на остатках берега только семьи с детьми. Взрослым раздали памятки и попросили не пускать ребят купаться.
― Рейды по воде на катере проводятся в среднем раз в неделю, и ежедневно в городе по водоемам отправляются в рейды сотрудники районных комитетов совместно с инспекторами ПДН, ― говорит Кирилл Блинов. ― Если попадаются маленькие дети одни, их доставляют в отдел полиции. Затем на родителей составляют протокол и могут поставить семью на профилактический учет. Главная задача ― не оштрафовать и не застращать, а не допустить трагедии. К сожалению, ни один год не обходится без жертв, и в реке тонут дети.