Темы номера
Как сделать город максимально комфортным для жителей и гостей? В мэрии уверены: помочь в этом должна цифровизация.
Виртуальный мир в первую очередь должен стать подспорьем для чиновников ― на мониторе они смогут видеть реальную, а не изложенную в отчетах картину.
До чего дошел прогресс…
Ученые из ТОГУ проанализировали Хабаровск с точки зрения применения к нему системы «умный город». Это не просто слова ― с проявлением «ума» мы сталкиваемся уже сегодня. Правда, не всегда и не все в силах совладать с эмоциями при виде интеллектуальных систем. Вспомните хотя бы историю с первой умной остановкой, почившей от рук злоумышленника.
― Ученые предложили к реализации проекты, и жители во время опроса выбрали из них сферы, которые они хотели бы видеть в первую очередь, ― рассказывает Вадим Варады, первый заместитель мэра по городскому хозяйству. ― Хабаровчан больше всего интересуют вопросы транспорта ― проголосовали за умные светофоры, переходы и остановки. Дополнительно горожане предложили внедрить систему видеонаблюдения в общественных местах и создать мобильное приложение «Я ― Хабаровск», которое покажет все, что происходит вокруг.
Позабыты хлопоты, остановлен бег
Введение цифровизации ― процесс не быстрый. В администрации разработали проекты по первым пяти направлениям и презентовали мэру.
― Последние 20 лет поменяли темпы нашей жизни. Скорости набираются, на передний план выходят оперативность и гибкость принятия решений, возможность учитывать как можно больше вводных для хорошего результата, ― объясняет Валерия Мулина, начальник отдела планирования и развития проектов управления информационных технологий администрации г. Хабаровска. ― Обязательным элементом стала цифровизация. Она позволяет быстро отражать происходящее и получать обратную связь.
Для примера взяли самую востребованную отрасль ― городское хозяйство. С приходом цифровизации в горхоз войдет АСИ ЖКХ.
Как это работает? На карту города нанесены данные, и красным цветом обозначены проблемные объекты. Скажем, сосульки на крыше. Перекраситься в спасительный для коммунальщиков зеленый цвет они смогут только после выполнения работ. Причем недостаточно будет просто сколотить сосульки и скинуть вниз снег ― надо получить одобрение старшего по дому. Гражданский контроль в действии ― оценку самого ответственного из жильцов еще надо постараться заслужить.
― По сфере ЖКХ сегодня около 4 700 обращений от горожан за год, ― говорит Валерия Мулина. ― Так что система АСИ будет актуальна и позволит подключиться к ней работникам горхоза, чтобы оперативно реагировать.
А руководство сможет видеть результаты и держать на контроле. Не надо куда-то бежать, чтобы лично проверить: висят злосчастные сосульки над головами граждан или смиренно лежат на очищенном от снега асфальте. Открыл программу в телефоне ― вот они, голубчики! Зеленых похвалил, красных взбодрил.
Вкалывают роботы…
Протяженность городских дорог более 1 000 км. За год прилетает около 10 тысяч обращений жителей, большинство которых касается качества дорожного полотна.
Новая автоматизированная система позволит вести мониторинг онлайн. Причем база для нее есть уже сегодня, муниципальный транспорт оборудован датчиками, передающими сигналы ГЛОНАСС. В ближайшем будущем на машины хотят поставить еще и видеокамеры, чтобы по щелчку кнопки можно было видеть, работает техника в данный момент или нет. Постоянное незримое присутствие контролирующих (а заодно и карающих рублем) снизит простой и повысит эффективность.
― В дальнейшем предлагаем развить систему в интеллектуальную систему оценки качества дорог, ― продолжает Мулина. ― Система, которая стала лидером опроса, ― управление дорожным движением. Она актуальна, потому что сегодня в краевом центре больше 250 тысяч личных авто. За два года их количество увеличилось на 50 тысяч единиц! Более 50 процентов автомобилистов признались в опросе, проведенном одним из информагентств, что вынуждены стоять в пробках ежедневно. Мы предлагаем внедрить в первую очередь автоматизацию трафика. В этом поможет умный светофор. Он оснащен камерами, с учетом погодных условий и загруженности дороги сможет прогнозировать внештатные ситуации.
Техника должна сама определять, сколько двигаться пешеходу и сколько машинам, чтобы не создавать заторы. Пешеходный переход «с интеллектом» дает проекцию разметки, когда к нему подходит человек, и включает табло для водителей, чтобы те успели вовремя затормозить. О появлении снега на дорогах тоже должны сигнализировать IT-технологии и направлять дорожников.
― Информатизация ― это не всегда дорого, ― заверяет Вадим Варады. ― Например, АСИ ЕДДС. Эта система будет отвечать за организацию и контроль дежурных служб. В сутки в городе происходит до пяти аварий на сетях. Максимальная длительность отключения ― 48 часов. Мы предлагаем систему, в которой будут алгоритмы всех дежурных служб. Суть работы в том, что в нее будет внесена вся информация, и надо отслеживать, чтобы каждое последующее событие наступало вовремя. Например, отключили отопление, опустилась температура, значит, жителям должны временно предоставить автобусы, потом питание, если требуется, помещение для временного проживания. Предлагаем объединить все элементы системы в единый мониторинговый центр.
Мэр презентацию одобрил и напомнил, что конечная цель всех начинаний ― комфорт человека. Для введения цифровизации понадобятся дополнительные средства, вероятно, в этом будет заинтересован бизнес либо станет возможно получить гранты. В перспективе разработают программы и по остальным сферам жизни, в том числе внедрят систему «Электронный чиновник», которая будет подсказывать чиновникам из плоти и крови правильные решения, анализируя предыдущий опыт.