Темы номера
Колонны спецтехники, чистящие снег и наледь на улицах города, работают на износ.
В любую погоду МБУ г. Хабаровска «Восток» выпускает на линию не менее пяти машин дорожных комбинированных (МДК).
Последний нож решающий
Чтобы воочию, из кабины, увидеть, как идет этот процесс, забираюсь в ворчащий КамАЗ и устраиваюсь поудобней, потому что поездка обещает быть долгой.
— Пройдем по улице Карла Маркса, потом на Ленинградскую, выедем на Восточное шоссе и дальше по направлению к центру, — говорит водитель Вадим Мымриков. — Основная наша задача прочистить магистрали, по которым движется общественный транспорт, а потом уже переходим на второстепенные дороги.
По трассе колонна движется в ступенчатом порядке. Первый «нож» срезает основную наледь, потом техника со щетками все зачищает, наша машина — замыкающая, все что осталось, подгребает и сваливает шугу на обочину. Последний борт всегда возглавляет самый опытный пилот. Вадим за баранкой КамАЗа уже больше десяти лет, есть опыт дальнобойщика.
— Главное, в нашем деле — это взаимовыручка и доверие, — говорит он. — Со сменщиками мне всегда везло, но думаю, просто люди у нас хорошие в Хабаровске живут. С техникой, конечно, надо быть «на ты»: масло вовремя проверить, все агрегаты, чтобы не подводили. Передаем друг другу информацию о минусах и недостатках.
Время в пути пролетает быстро. Несмотря на то, что машина большегрузная, идет по трассе плавно, а снег как-то особенно мягко шуршит, ровно ложась на обочину. Время от времени Вадим, точно пианист, нажимает на клавиши портативной панели.
— Приходится быть виртуозом, — говорит он. — Чтобы включить подсыпающее устройство, нужно сначала поднять щетку, а кнопки пуска обоих механизмов расположены далеко друг от друга. Такое чувство, что тот, кто конструировал этот пульт управления, сам за рулем МДК не сидел.
В пути летучая бригада
Подсыпают дорожники только опасные участки — перекрестки, переходы. Люди на трассе тоже ведут себя по-разному, причем как водители, так и пешеходы. Это становится понятно спустя полтора часа. Многие моменты, сдерживающие процесс очистки, о которых рассказывает Вадим, удается увидеть своими глазами. Например, некоторые спешащие автолюбители вписываются в нашу стройную колонну, несмотря на то, что им сигналят. А вот на зебрах люди более понимающие, вежливо пропускают летучую бригаду.
— Даже автобусы часто становятся преградой, — говорит Вадим. — Водителю хочется собрать больше пассажиров и в то же время не понимает человек, что из-за него остановка остается неочищенной. К примеру, позавчера шли колонной, в районе «Малого аэропорта» между моей и предыдущей машиной буквально влетела маршрутка, в итоге карман остался завален снегом. А кто потом в этом виноват? Конечно, дорожники. Помню времена, когда наш кортеж сопровождали экипажи ГИБДД, вот это было эффективно, мигалок многие побаивались. Только опытные водители всегда знают, что нужно вовремя освободить проезд спецтехнике, чтобы потом самим же ездить по чищеным улицам.
Снегоуборочные машины оснащены необходимым оборудованием, и оно разное.
— Для уборки городских улиц используются одни отвалы, для магистралей — другие, — объясняет водитель. — Они отличаются размером, формой, поскольку скорости разные, мы идем в три раза тише, чем машины по трассе.
Водители большегрузов работают круглосуточно в две смены. В день и в ночь выходят 5 МДК и один автогрейдер.
Эти многострадальные парковки
Протяженность дорог, которую охватывает предприятие, одна из самых больших.
— Мы убираем проспект 60-летия Октября, Воронежское и Матвеевское шоссе, Карла Маркса, Большую, Шелеста и многие другие улицы, — рассказывает главный инженер МБУ «Восток» Павел Колтунов. — Из-за обильных осадков и не совсем низких температур на дорогах образуется гололед, что несколько затрудняет нам задачу. Но работы ведем по разработанной схеме движения.
За колонной МДК следует автопогрузчик, который расчищает все остановочные карманы, подходы к пешеходным переходам. Конечно, скорость его движения значительно меньше, чем у КамАЗов, и убрать все одномоментно просто невозможно. Сдерживающий фактор для дорожников — это скопление припаркованных машин на проезжей части.
— Автомобили мешают уборке не только главных улиц, где ходит общественный транспорт, но и второстепенных, — говорит диспетчер предприятия Наталья Тягунина. — К примеру, поступила жалоба, что не почищена часть улицы Сигнальной, но в районе пограничного института наша техника попросту не смогла пройти, потому что на проезжей части яблоку негде упасть.
В период аврала, когда в небесной канцелярии решают засыпать город снегом, не хватает техники, водителей и механизаторов.
— Люди устали, больше недели практически без передышки за баранкой, — отмечает диспетчер. — Тех, кто совсем расклеился или чувствует, что уже глаза слипаются, руководство отправляет отдохнуть, и, если надо, подлечиться.
Окна есть только в часы пик — с 8 до 10 утром и с 17 до 19 вечером, тогда есть возможность перевести дух и проверить оборудование, а потом снова на снегоборьбу.