Вынужденная навязчивость
logo

Темы номера

Вынужденная навязчивость

Елена СЕРГЕЕВА, фото Натальи ГРОШЕНКО

Программа «Автодозвон» в краевом центре работает уже год, и за это время в черном списке успели побывать тысячи номеров нелегальных рекламодателей.

Разработали ее с одной целью — очистить город от визуального мусора: листовок, плакатов, объявлений.

Работаем дальше

— К сожалению, не все горожане соблюдают правила благоустройства, которые действуют в Хабаровске, — говорит Владимир Шубич, начальник отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации города. — Согласно им запрещается распространение плакатов, афиш, материалов предвыборной агитации, объявлений, газет на фасадах зданий, ограждениях, остановках, деревьях, опорах освещения и контактной сети, светофорах. И речь идет не только о расклейке, но и о нанесении подобной информации с помощью краски и любых других строительных материалов. В краевом центре есть специальные места, так называемые афишные тумбы, которых у нас более двухсот. Там допускается вывешивать всю вышеперечисленную рекламу не выходя за рамки закона.

Как рассказали в управлении АТК, с начала 2021 года к ним поступило более 3 000 материалов, в которых как комитеты по управлению районами, так и неравнодушные горожане обозначили рекламодателей-нелегалов.

— На 1 ноября с автодозвона снято 773 номера, — продолжил Владимир Ликандрович. — Некоторые телефоны из тех сообщений, что мы получаем, дублируются. Сейчас звонки продолжают поступать более чем 500 нарушителям правил благоустройства. За этот год составлено свыше 100 протоколов об административных правонарушениях.

Кому рога, а кому копыта

В комитетах по управлению районами, в управляющих компаниях, да и сами горожане отмечают, что за год количество визуального мусора на улицах уменьшилось.

— Однако это не повод останавливать работу программы, — отметил Владимир Шубич. — Многие распространители уже прекратили существование, кто-то ушел в Сеть. Но на их место пришли другие желающие.

В основном объявления в Хабаровске сезонные.

— Как обычно, можно встретить листовки, где хабаровчанам предлагают продать рога и волосы или уехать работать вахтовым методом. Риелторы вывешивают объявления о сделках с недвижимостью. В теплое время года попадается на глаза информация о том, что некто готов вскопать вам огород, построить дом, уложить брусчатку или установить шамбо. К ответственности мы привлекаем в первую очередь тех, кто на своей рекламе делает бизнес, а не просит помощи в поисках пропавшей собаки или котенка, — подчеркнул Владимир Ликандрович. — Есть специфика и у районов. Например, на окраине Кировского или Краснофлотского можно встретить немало предложений для дачников и владельцев частных подворий. То же самое касается поселка им. Горького, Красной Речки, Химфармзавода. Развешивают объявления и плакаты в основном на опорах освещения, на перекрестках дорог, на деревьях и всегда стараются расположить их повыше. Для центральной части Хабаровска актуальны риелторские услуги и информация о вакансиях.

Программа «Автодозвон» работает пять дней в неделю в рабочее время.

— Когда номер ставится на автодозвон, звонки нарушителям поступают в течение трех месяцев или до тех пор, пока незаконную рекламу не снимут. Но если за 90 дней никаких мер так и не принято, то объявления убирают сотрудники комитетов по управлению районами, а телефон из программы удаляется, — прояснил детали Владимир Шубич. — Реакция у людей на звонки разная. Кто-то благодарит за информацию и принимает меры, другие, наоборот, ругаются и угрожают. Есть и такие, кто начинает возмущаться, почему это они должны убирать свою рекламу с улиц, в то время как конкуренты этого не делают. И начинают требовать равных экономических условий для всех…

Большинство все же идут навстречу требованиям правил благоустройства, так как навязчивые звонки каждые пять минут сильно нервируют.

Делегировать полномочия

Жители Хабаровска активно участвуют в борьбе с нелегальной рекламой, правда, не всегда понимают нюансы проводимой администрацией работы.

— К нам поступает множество обращений, которые связаны с тем, что люди видят объявления на домах, на входных группах, в подъездах. Приходится акцентировать внимание на том, что подобные объявления счищают и ставят на автодозвон, если они размещены на муниципальной собственности. То есть на дорожных объектах, светофорах, ограждениях, электрических опорах, деревьях и т.п. В случае если мы говорим о фасаде МКД или подъезда, то горожанам надо обращаться в свои управляющие компании, которые имеют право пойти с иском в суд на нелегальных рекламщиков. Администрация такими полномочиями не обладает, однако может наказать УК, если она, к примеру, не очистила фасад многоэтажки.

По закону комитеты должны предоставлять информацию о работе в управление АТК дважды в месяц. Но получается гораздо чаще — трижды в неделю.

— Ранее мы уже проводили комплексные рейды с сотрудниками комитетов, полицией. Снимали объявления и вывозили их буквально мешками, — рассказал Владимир Шубич. — Трудно сказать, в каком районе их больше всего. Везде хватает.

По Кодексу Хабаровского края об административных правонарушениях за несоблюдение правил благоустройства предусмотрены штрафы.

— Для горожан это сперва предупреждение, а потом сумма составляет от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб. На должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и для юрлиц — от 15 тыс. до 30 тыс. руб. Если попадетесь повторно, то заплатите в два раза больше. Для организации штраф вырастет до 90 тыс. руб., а для граждан — до 5 тыс. руб., — сказал Владимир Ликандрович.