Темы номера
20 лет назад в Хабаровске появилась кадетская школа № 1 им Ф.Ф. Ушакова. Сегодня она хорошо известна и пользуется огромной популярностью. Сюда каждый день добираются кадеты из всех районов — едут даже с Красной Речки и из Березовки.
В школе числится 500 учащихся, хотя рассчитана она на 300.
У Анны Ильиничны Веденяпиной, которая в начале 2000-х была начальником городского управления образования, спросили: «Если кадетская школа настолько востребована, почему бы не открыть еще одну?» На что получили ответ: «А где я возьму второго Борщеговского?»
Знаю, как поставить задачу
— Помню, как все начиналось, — говорит Елена Суркова, председатель краевого отделения Российского детского фонда, которая в те годы работала специалистом в управлении образования. — Молодой, смелый, настойчивый Григорий Борщеговский долго пробивал идею открытия кадетской на базе 17-й школы. Время было такое, что все рассыпалось, закрывалось, бюджетов не было. Но мэр идею поддержал.
— Как пришла мысль о кадетской школе? — спрашиваю Григория Михайловича.
— Я всегда говорил: воспитывать настоящих патриотов можно только через военные науки, — отвечает он. — В 1990-е в нашей стране все векторы сбились. Не было целей, ориентиров. Учителям особенно трудно, они в ответе за детей. Комсомол, пионерия — ничего нет, все рушится прямо на глазах. Я военный. Жизнь до школы у меня была связана с воспитанием матросов, курсантов. Поэтому мне было проще выбрать цель, поставить задачу и найти пути ее решения.
Расстанемся без обид
Сегодня у Григория Михайловича юбилей — 65 лет.
35 лет назад после демобилизации он стал педагогом. Работал в Военно-морском лицее сначала учителем, потом заместителем директора. А 30 лет назад назначен директором 17-й школы.
— Знаете, что это была за школа? 220 учеников, из них 80 стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Семья моя тогда жила в бараке. Мне пообещали квартиру, если наведу порядок в 17-й. В общем, я принял вызов.
Первым делом новый директор собрал коллектив и сказал: «Работать будем день и ночь. Кто не согласен с моими требованиями — расстанемся без обид». Восемь учителей написали заявления. Ну а те, кто остался, стали крепкой, верной командой.
— У нас очень хороший коллектив. Грамотный, профессиональный, проверенный. И практически нет текучки, — говорит директор.
Но все собиралось по крупицам.
— Сначала, конечно, думали о простом выживании, — продолжает Борщеговский. — В 1990-е страной практически руководил криминал, и все были перед ним беспомощны. Представьте, прямо на школьное крыльцо приходил детина и собирал дань на общак — чай, сахар, деньги.
Должен соответствовать
— В 2021 году в Хабаровске подростками 14—17 лет совершено 121 тяжкое и особо тяжкое преступление. Отметились почти все школы, кроме нашей, — с гордостью говорит Борщеговский.
И ни один кадет не стоит на учете в инспекции.
— Если надел форму, не имеешь права ее позорить, должен соответствовать, — продолжает он. — Наши кадеты в торжественной обстановке принимают клятву, как присягу в армии. В школе ежедневное построение, утренний осмотр, исполнение гимна России. Работа изо дня в день, не расслабляясь.
Пятьсот кадетов. Дисциплина, форма, требования. Сложно? А вы спросите любого воспитанника: хочет ли он в другую школу? Тянет ли его «на свободу»? Поверьте, ни один не скажет «да».