Темы номера
Десять лет назад Хабаровск выстоял под натиском Амура ― мы пережили масштабное наводнение.
8 августа 2013 года в крае был введен режим ЧС федерального уровня.
Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, вспомнить, как это было.
«Плавали, знаем!»
В начале лета 2013-го заговорили, что Амур может нас удивить. Городские спасатели проверяют оборудование для откачки воды, гидрологи прогнозируют подъем уровня до 5 метров. К этому относятся скептически, особенно левобережные дачники и обитатели поселка Уссурийского, называемого в народе Чумкой. Мол, подумаешь, «большая вода», да нас постоянно топит! Переживем и в этот раз!
Не угадали. Ближе к августу большинство дач на левом берегу оказалось затоплено, река каждый день проглатывает все больше земель Уссурийского острова.
Газетные публикации начинают напоминать фронтовые сводки. У столов наших журналистов теперь неизменный атрибут резиновые сапоги. Без них на репортажи не отправляемся, хотя и они не всегда спасают ― один из коллег в поисках удачного кадра провалился по пояс в воду. Вещи сушим тут же в кабинете ― бежать домой переодеваться некогда. Все репортажи пишутся с колес ― ситуация меняется даже не каждый день, а каждый час. Амур не останавливается, и отметку в 5 метров, которой пугали когда-то, преодолел легко.
В городе начинается строительство временных водозащитных сооружений. Огромную помощь оказывают волонтеры, набивающие песком мешки, из которых складывают дамбы. Круглосуточно работает техника, возводя заслоны в самых низких местах, где велика опасность затопления.
Амур из Амура
Дачников и жителей Чумки просят покинуть острова, чтобы не рисковать. В рейды со спасателями отправляются и журналисты «Хабаровских вестей». Теплоходы уже работают только на вывоз, но люди еще остаются на островах. Бродят в воде, но боятся бросать свое хозяйство. Помнится, в поселке Уссурийском одна из жительниц уверяла, что не стоит паниковать и мчаться в город. На ее памяти это не первое затопление, и его спокойно можно переждать дома. Ее вывозили в последних рядах, уговорив наконец покинуть ушедший под воду домишко. Но самые упертые все-таки остались. Около 60 человек наотрез отказались эвакуироваться. Среди них был и учитель поселковой школы Сергей Николаевич. Семью отправил в город, а сам поселился на крыше с козой и собакой.
― Сяду в лодку, поплыву — веток наломаю коз покормить, ― рассказывал он потом нашему корреспонденту. ― Пока на крыше жил, ко мне еще соседские коты и псы прибились — животных много побросали. Кормить их помогали волонтеры, а я и поглажу, и поговорю с ними, им же ведь ласка нужна. Да и мне компания, не так тоскливо. Однажды смотрю ― еще один пес плывет, тоже хозяева кинули. Но он к себе не подпускал. На третий день из сил выбился, я его в лодку подобрал, он уже и не лаял даже. Назвал его Амуром, раз река привела. Он теперь самый преданный охранник!
Стой, кто плывет!
На острове круглосуточно дежурит опергруппа. Штаб развернулся в здании школы ― попадали туда на лодках сразу на второй этаж. Первый ушел под воду. Задачи опергруппы ― поддерживать порядок и в случае ухудшения обстановки вывозить граждан, хотя бы и насильно. А также пресекать случаи мародерства ― попытки такие были. Бдительность дежурных по острову проверили и журналисты «Хабаровских вестей» ― вместе с коллегами-телевизионщиками мы были задержаны, когда плыли на лодке по центральной улице поселка на очередной репортаж. Хорошо, что у нас документы были с собой ― отпустили после проверки.
Затопленная Чумка навевает грусть. С большого спасательного катера пересаживаемся на весельную лодку: по улицам лучше перемещаться неспешно. Под темной водой Амура скрыты скамейки, ограждения, да мало ли что там может быть! Река нанесла невероятное количество мусора, шутя утащила кучу дачного скарба: столы, фрагменты заборов, кабинки туалетов. Полицейские, дежурящие на воде, рассказывают, как однажды мимо проплыл стол, сервированный для чаепития, а за ним на плоту кресло. Будто хозяин отошел на минуточку. Жутковато.
Заливает изнутри
Для подтопленцев городские власти приготовили пункты временного размещения ― это слово тогда впервые вошло в обиход хабаровчан. Пострадавших от буйства Амура размещали в загородном лагере и в спортзале школы «Первые шаги». Конечно, не пятизвездочный отель: ряды матрасов и тумбочки для вещей. С людьми постоянно общаются представители городской власти, работают психологи, помогают волонтеры.
Город начинает топить изнутри ― дождь льет и льет, будто идет на рекорд. С таким объемом воды ливневкам справиться не под силу. Откачивают круглые сутки, но это не дает желаемого результата.
На заседании КЧС градоначальник обратился к горожанам с просьбой временно сократить пользование водопроводной водой для бытовых нужд.
Администрация Хабаровска просит горожан хотя бы на 30 процентов сократить потребление воды для бытовых нужд. Тогда вся городская система водоотведения сможет разгрузиться и работать без непредвиденных сбоев.
Когда на исходе все земные ресурсы, остается надеяться только на вмешательство высших сил. Во всех храмах хабаровской епархии ежедневно совершаются литургии с главной просьбой к Господу ― пусть отступит Амур и прекратится дождь. Только молитвами духовенство не ограничивается ― все свободное от служб время священники и прихожане помогают сооружать дамбы.
18 августа превышен исторический максимум 1897 года ― 642 см. Вода прибывает в среднем по 10 см за 12 часов.
Хабаровская мэрия перешла на круглосуточный режим работы. Спасатели и волонтеры помогают создавать дамбы ― набивают мешки песком, выкладывают из них заслоны по береговой черте, развозят питьевую воду и еду тем, кто остался в зоне подтопления. Врачи ставят горожанам прививки от дифтерии ― велика опасность заражения. Вместе с волонтерами за лопату берется и наш журналист. На улице Юнгов он вместе с другими бойцами сгребает песок в мешки. Среди добровольцев совсем еще мальчишки ― ребята из центра «Взлет» трудятся наравне со взрослыми.
Всего лишь человек
На улице Ремесленной соорудили внушительную насыпную дамбу. Кто был в те дни в этом районе, не забудет это зрелище никогда. Поворачиваешь за дом, но вместо двора видишь лишь реку ― бескрайнюю воду, и осознаешь, насколько слаб человек перед стихией.
Амур демонстрирует свое превосходство. Он проходит в город шаг за шагом. Утонула Красная Речка, набережная, футбольный стадион залило водой, теперь здесь проводят фотоссесию серферы. Но и это не предел ― на конец августа прогнозируют гребень паводка.
В городе уже 11 ПВРов открыты для подтопленцев. Вместе они могут вместить до 600 постояльцев. Идет эвакуация людей. Затоплено 580 жилых домов, еще 620 подтоплено. Самый сильный удар пришелся на Индустриальный район. Его тогдашний глава Сергей Кравчук круглые сутки на дамбах и на подтопленных улицах, проверяет, как идут работы, обеспечивают ли оставшихся в зонах затопления жителей водой и едой.
Ежедневно на возведении защитных сооружений трудятся до 2,5 тысячи человек, задействовано более 350 единиц техники. Общая длина дамб достигает 18 км.
29 августа в Хабаровск прибывает Владимир Путин. Президент проводит совещание по ликвидации последствий наводнения, проезжает в ПВР, расположенный во Дворце дружбы «Русь». На тот момент в нем проживают 20 человек, эвакуированных с Большого Уссурийского острова. Президент заверил людей, что все пострадавшие получат компенсации.
Уровень Амура 3 сентября поднялся до 808 см. Есть вероятность, что он достигнет вскоре 830 см, и тогда может быть объявлена массовая эвакуация жителей домов, попадающих в опасную зону. По городу курсируют автомобили с громкоговорителями, через которые горожан предупреждают о возможной опасности.
Но от этой цифры пойдет обратный отсчет. Река начинает медленно отступать. Пятого сентября уровень уже на отметке 801 см. Дамбы продолжают наращивать, насосы пашут круглые сутки, город не сдается в борьбе с водой.
К отметке бывшего исторического максимума 642 см Амур вернулся 17 сентября. Река уходит, люди начинают возвращаться в свои дома, подсчитывать ущерб. В зоне затопления 340 зданий и сооружений, еще более 825 в зоне подтопления. Пострадавшим оказывается финансовая помощь. В октябре планируют приступить к строительству нового жилья для подтопленцев, чьи дома будут признаны непригодными для проживания.
Коммунальщики теперь борются с последствиями: надо провести дератизацию, убрать нанесенный мусор, сотрудники мэрии составляют акты о причинном ущербе. Еще предстоит много работы. Но это уже совсем другая история.