Театр должен окрылять
logo

Темы номера

Театр должен окрылять

Виктория ПЯТКОВА, фото автора и из архива

Бессменный руководитель театра-студии «Алый парус» Сергей Кидин отметил 70-летний юбилей. Более 45 лет он превращает обычных девчонок и мальчишек в настоящих артистов.

Случайное неслучайно

Сергей Юрьевич, с детства увлеклись театром?

— Нет, в детстве я его видел только со стороны: отец часто водил нас в Музкомедию. Не знаю, может быть, тогда и зародилась эта любовь. Хотя в то время много занимался хоккеем, футболом, баскетболом, а после школы собирался поступать в институт физической культуры. Но приехал брат, заслуженный мастер спорта, и отговорил. Возник вопрос: а куда вообще идти?

Мечтал стать летчиком, но так как спорт принес мне много травм, медкомиссию не прошел. А потом увидел фильм «Доживем до понедельника», который перевернул мое мировоззрение. Я настолько поверил герою Вячеслава Тихонова, актерам, которые там играли, что подумал: «Надо же, как они влияют на человека! Вот это профессия!». Тогда и подумал: попробую стать актером. На прослушивании в институте культуры прочитал письмо Полины Виардо к Тургеневу. Поступил, хотя конкурс был очень большой. Стал учиться и окончательно увлекся профессией.

А как пришли к преподаванию?

— Когда готовил дипломный спектакль, меня отправили на практику в Чегдомын. В местном театре Дома культуры были сложности с коллективом. Тогда я подумал, что не успею сделать с ними постановку, и пошел в первую попавшуюся школу — ею оказалась СОШ № 2. Сказал директору, что мне нужен класс, который более-менее увлекается литературой. Такой нашелся. Предложил им тему на выбор — дети захотели что-нибудь про любовь. Курсовая разработка была по «Ромео и Джульетте», но понял, что дети не потянут. Три дня в библиотеке — и сделал что-то вроде сборника миниатюр, назвал «Про весну» — собственно, про любовь там и было. Быстренько распределили роли, сделали спектакль. А его возьми и сними местное телевидение!

И тут пошло-поехало: нас пригласили с постановкой в соседний поселок Ургал, и дети настолько вдохновились этим успехом, что я решил не останавливаться. Мне написали хорошую характеристику в институт и распределили после выпуска в Дворец пионеров. Тогда, конечно, были еще душевные метания: хотелось все-таки стать актером. А мне говорят: «А вы характеристику свою читали? Почитайте, что дети про вас пишут!». Решил: поработаю пару лет до армии, а потом в театр уйду. А когда ушел служить, дети начали писать письма. Пачками! Просили вернуться, говорили, что очень ждут. Ну как им откажешь? Это же так важно: быть кому-то нужным.

Большое плавание

IMG_20221221_101537.jpg

— В этом году студии «Алый парус» уже 47 лет. Как она создавалась?

В армии я познакомился с Андреем Поповым, сыном народного артиста СССР Андрея Алексеевича Попова. Он мне рассказал, как занимался в театре московского Дворца пионеров, где у них было все: и цеха, и костюмерные, в общем, обзавидоваться можно. Так что я задумался: а почему в Хабаровске такое не сделать? Пришел из армии в 1976 году, возобновил работу во Дворце пионеров. В День пионерии 19 мая мы с ребятами показывали спектакль «Ералаш» в одной из военных частей. Командир спросил, как называется наш театр. Ответил, что никак — названия-то не было! Тут и задумались: пора бы нам и посерьезнее статус иметь. Придумали, и стал работать над программой. Мне случайно попались на глаза тезисы концепции обучения по системе Михаила Чехова, одного из основателей Голливуда. Они и послужили толчком, подсказали направление будущей учебной программы «Алого паруса». Изучал я это дело долго: лет десять провел, исписывая тетрадки и зарываясь в книги. Начал экспериментировать — и дети после выпуска стали поступать в театральные! Хотя изначально у меня не было цели сделать их актерами, прежде всего я стремился к тому, чтобы сделать их счастливыми людьми, честными и добрыми. Язык театра для этих целей подходит как нельзя лучше. Театр — это школа человеческих чувств. Единственная.

— Помните, сколько премьер сыграли?

— Конечно! Мы поставили 68 спектаклей и сыграли их 1 086 раз. За это время из наших стен выпустилось несколько сотен ребят, многие из которых потом связали свою жизнь с театром. У нас один народный и четыре заслуженных артиста России. Кто-то играет во МХАТе, кто-то — в кино, кто-то стал известным режиссером. Побеждали на разных фестивалях: и российского, и даже международного форматов. Конечно, сейчас для детского театра — непростое время. Нет финансирования и даже качественного материала: начиная с 90-х годов, для детей драматургию мало кто пишет. А хочется ставить светлые спектакли, чтобы люди понимали, что в жизни есть счастье и радость, чтобы дети видели, что такое смелость, честность и благородство. Театр должен вдохновлять, окрылять подрастающее поколение.

— А сейчас, по-вашему, дети это понимают? Часто современных детей обвиняют в том, что их ничего не интересует, кроме гаджетов.

— Был у меня выпуск, который ввел интересное правило: перед занятием они складывали свои телефоны в обитое поролоном ведро. Закрывали его — и не слышно было, что кому-то звонят. Так что спокойно репетировали. Сегодняшним воспитанникам рекомендую брать с них пример. Иногда кто-то артачится, берет телефон в руки на репетиции, но в основном все спокойно складывают гаджеты на стол перед занятиями.

Как попасть к вам в студию? Существует какой-то отбор?

— Все очень просто: в фойе Дворца детского творчества лежит тетрадка. Туда родители и записывают своих чад. А дальше все зависит от них самих: понравится — останутся, не поймут — уйдут. Часто приводят детей для «перевоспитания». Говорю им, что я не Макаренко, но все равно ведут. Сложно из разгильдяя сделать человека, но я стараюсь. Иногда получается. И когда на выпускном вчерашний шалопай говорит мне, как помог ему этот опыт, понимаешь, что это самая высокая оценка всех твоих усилий.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)