Закупательная способность
logo

Темы номера

Закупательная способность

Илья АВЕРИН, фото автора

Уже восьмой раз подряд наш город вошел в число лидеров Национального рейтинга прозрачности закупок и получил наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность».

В 2019 году эксперты оценивали 86 крупнейших муниципальных образований страны. Всего предусмотрено пять уровней. Высшим является «Гарантированная прозрачность». Города, получившие эту оценку, определяются как лидеры рейтинга. Далее по убывающей идут «высокая», «средняя», «базовая» и «низкая» прозрачность.

Подробнее о настоящем и будущем сферы закупок в Хабаровске мы поговорили с заместителем начальника управления муниципального заказа администрации Станиславом Миловановым.

В конкуренции сила

— Станислав Евгеньевич, стратегическая цель вашей работы — максимально эффективное расходование бюджетных средств. Сколько и за счет чего городу удалось сэкономить на закупках в 2019 году?

— Экономия напрямую зависит от уровня конкуренции на рынке. Чем больше участников торгов, тем выше в конечном итоге и экономия. В ушедшем году у нас уровень конкуренции вырос по сравнению с 2018-м примерно на 15 процентов и достиг 3,8 участника на одну закупочную процедуру. Соответственно, и экономия подросла — до 348 млн руб., это на 19 процентов больше, чем годом ранее.

— Сколько проведено закупочных процедур?

— Всего 1 210, большинство из них аукционы — 1 039. К слову, именно этот вид торгов считается наиболее открытым. Также состоялось 146 запросов котировок. Это простой, но не самый прозрачный вид закупок, и у каждого заказчика по нему есть лимит — не более 10 процентов от общего годового объема. В случае превышения грозит административный штраф. Ну и меньше всего проведено конкурсов — всего 25.

— С чем это связано?

— Конкурс — это более сложный, трудоемкий вариант, и проводится гораздо реже. Он применяется, к примеру, в случае закупок проектных, научно-исследовательских работ и т.п. При этом необходимо разработать критерии выбора победителя, учесть опыт, наличие ресурсов, изучить квалификацию участника. Процесс достаточно непростой.

Новые подходы

— Сколько всего участников заявилось на торги?

— По всем видам — 4 148, победителей — 1 205. Общий объем закупок по прошлому году — 4,5 млрд руб. Процент экономии — 6,3.

— А в каких сферах наибольшие закупочные объемы?

— Традиционно основной заказчик — управление дорог и внешнего благоустройства. На него пришлось около 1,8 млрд руб. Это связано с активным развитием дорожной сети: улица Краснореченская, дорога на индустриальный парк «Авангард» ТОСЭР «Хабаровск», ремонт уличной дорожной сети в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и т.д. Также большой объем закупок у службы заказчика по строительству и капитальному ремонту — 1,3 млрд руб.

— В чем, на ваш взгляд, основные сложности в сфере закупок сегодня? Насколько остро стоят вопросы недобросовестной конкуренции?

— Недобросовестная конкуренция в последнее время заметно снижается. Желающих принять участие в торгах очень много, и в основном они стараются работать честно. Это их репутация, от которой напрямую зависит успешность дальнейшей деятельности.

Да, раньше появлялись фирмы, которым лишь бы заявиться, а там будь, что будет. Сейчас же в законе есть требование об обязательном опыте работы, внедрены антидемпинговые меры. И это дало свой результат — недобросовестных игроков стало значительно меньше.

Да, уже в процессе исполнения контрактов имеют место случаи, когда поставщики некачественно выполняют свою работу. Это происходит в силу различных объективных и субъективных причин: не рассчитали силы, не хватило квалификации или просто халатно отнеслись к своим обязанностям. Но еще на этапе допуска к торгам эти риски сводятся к минимуму. К тому же некачественная работа является причиной включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. Соответственно, с ним никто в дальнейшем работать не будет.

Главный показатель

— А как вообще происходит контроль качества? Бытует мнение, что сегодня выстроена система, при которой побеждает исключительно тот, у кого дешевле, а остальные факторы вроде как и не учитываются.

— Это не так. Безусловно, суть аукциона — кто предложил меньшую цену, тот и побеждает. Однако при этом есть еще целый ряд требований к претендентам. Как я уже говорил, они должны иметь опыт работы, соответствовать условиям заказчика, подтвердить наличие материальных ресурсов.

То есть времена, когда на аукцион заявлялся один человек с ручкой в кармане, прошли. Если какое-либо условие не исполняется, участник попросту не допускается до конкурсной процедуры.

— По закону не менее 15 процентов муниципальных заказов должно отдаваться на исполнение субъектам малого и среднего предпринимательства. Как с этим обстоят дела у нас в городе?

— Действительно, существуют определенные виды торгов, где должны участвовать малые предприятия. Но не во всех. Возьмем, к примеру, закупки кредитных ресурсов. Сюда они уже не подходят, потому что там участвуют банки, а среди них нет субъектов малого бизнеса. Таким образом, исключив все виды закупок, в которых малые предприятия не могут участвовать по определению, получаем 32,9 процента. Для сравнения: в 2018 году было 24,5 процента.

— Чем могут заниматься субъекты МСП?

— Это практически все ремонтно-строительные работы, всевозможные виды услуг, поставка товаров от канцелярии до строительных материалов и запчастей для транспорта и т.д. Бывает, что одни и те же виды услуг оказывают и крупные, и малые игроки.

К примеру, питание в школах. Не у каждого малого предприятия есть объемы, позволяющие прокормить все школы сразу, а заключать каждому образовательному учреждению отдельный контракт нецелесообразно. Поэтому управление образования готовит список школ, и мы для них централизованно проводим закупку. При этом все же есть школы, которые работают с поставщиком напрямую.

— Каковы планы на текущий год?

— В глобальном смысле планы не меняются. На первое полугодие стоит задача добиться экономии 145 млн руб. В очередной раз необходимо взять оценку «Гарантированная прозрачность».

Сейчас произошло небольшое облегчение в законодательстве, немного проще стало работать с заказчиками в сфере планирования. Однако мы не имеем права расслабляться, ведь тогда остановится весь финансово-хозяйственный процесс. Важно, чтобы город мог вовремя, без задержек приступить к ремонту дорог, школ, чтобы своевременно поставлялись продукты питания, ГСМ, выполнялись все обязательства, взятые перед горожанами. Это и есть главный показатель нашей работы.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)