Жадность к бедности ведет
logo

Темы номера

Жадность к бедности ведет

Петр МАЗУР

Хабаровск и в целом регион сохраняют положительную динамику внешнеторгового оборота, а по некоторым направлениям даже получен рост.

Только малые предприятия краевого центра заключили 37 экспортных соглашений. Годовой оборот в рамках национального проекта превысил 11 млн долл. Хабаровский бизнес умудряется экспортировать даже… косметику.
    

Экспорт — не повод заламывать цены

В прошлом году объем краевого экспорта составил 1,8 млрд долл. Около 65 процентов пришлось на несырьевые, неэнергетические товары. Некоторые из них продемонстрировали сильный экспортный рост, из-за чего производители взвинтили цены и на внутреннем рынке. В первую очередь это коснулось продовольствия.

Встревожились даже фермеры. По словам производителя моркови Виктора Журавлева, с поля хозяйство отпускает продукт по 25 руб. за килограмм, а на прилавке морковь красуется ценой под 60 руб. Как говорится, не сеяли, не пахали. Побывав в Харбине, фермер специально зашел в овощной магазин. Продавец-китаец пояснил, что наценка на доставленную производителями морковку, в том числе российскую, составляет от силы 10—12 процентов. Примерно такая линейка цен и для других овощей. Почему у нас 110 и более процентов?

Фишка ретейлеров — дорогущая доставка. Дескать, для дальних районов Севера транспорт съедает до 30 процентов цены. Какой Север? В хабаровский магазин фермер, как правило, сам доставляет товар. Поле-то, считай, под боком, в районе им. Лазо.

Нащелкали 565 миллиардов

А какую мину подсунул экспорт внутреннему рынку подсолнечного масла! Когда эксперты углубились в проблему, стало понятно: ситуацию провернули искусственно, сплелись финансовые интересы ряда хозяйствующих субъектов. Рекордный урожай подсолнечника в 2019 году спровоцировал у них жажду наживы. Экспорт семян полился рекой и показал 90-процентный рост. Поставщики хапнули 565 млн долл. прибыли. Страна вышла на второе место в мире, а потребители внутреннего рынка, то есть мы с вами, получили ценовую оплеуху. Внутренний спрос на масло вырос в четыре раза. Производители подняли цены на 20 процентов. Вот и вся их коммерческая хватка.

Сливки от подсолнечного масла сняли турки. У Анкары довольно стандартная схема действий: покупает сырье, перерабатывает и продает продукцию дальше. Потерявших берега руководителей наших компаний сильно потянуло на сверхприбыль от продажи сырья. Но турки обвели их вокруг пальца, оставив у себя основную добавленную стоимость. Наши «купцы», попавшие под малоэффективную отдачу от экспорта, раздевают по полной потребителей на внутреннем рынке. Встает резонный вопрос: а нам нужен такой бизнес?

Скажем, набирает силу экспорт местной термальной воды в Казахстан, на очереди Китай, Республика Корея. Все бы ничего, но одновременно с наращиванием вывоза за рубеж минералка дорожает в наших магазинах. Полуторалитровая бутылка «Шмаковской-1» уже стоит под 70 руб., и такое впечатление, что вот-вот обгонит литр молока. Но животину содержать непросто, труд на ферме тяжелый, а тут работает природа — подставляй себе горлышко и шелести купюрами.

Мешок с наличными

По последним сообщениям, вслед за пшеницей введены вывозные пошлины на ячмень и кукурузу, которые используют в кормах для животных. Цель — снизить внутренние цены на эти культуры, а следовательно, и себестоимость производства мяса. Если говорить о пшенице, то результаты уже есть. Пошлина в 50 евро за тонну сработала в пользу внутреннего рынка, утверждает руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. С наступлением марта темпы экспорта снизились в четыре раза. Цены в центральной части страны упали с 15,5 тыс. руб. за тонну до 13 тыс. руб. Напомним, урожай пшеницы в прошлом году вышел почти рекордным. Ожидается, что подобный эффект дадут ячмень и кукуруза.

В прошлом году Хабаровский край отправил за рубеж продукции на 1,8 млрд долл. 65 процентов составили несырьевые, неэнергетические товары.
    Вот мнение председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина: внедрить Хартию АПК по всей продовольственной цепочке. Пока этого не будет, пока не будет прозрачного ценообразования по всем точкам, отдельные меры по стабилизации цен не дадут их снижения. На продукты питания они растут рекордными темпами с 2016 года.

Уже сегодня, по данным экспертов, почти половина российских компаний намерены вновь поднять цены на товары еще на 8—15 процентов. Тревожит, что успехи нашего АПК за последние годы стали одной из причин удорожания продуктов питания внутри страны. Такое заявление в интервью журналистам сделал не кто иной, как глава Минэкономразвития Максим Решетников. Когда цена повышается, продовольствие продают туда, где выгоднее — на экспорт.

Но ведущие экономисты с этим не согласны и считают настоящей причиной так и не произошедшее реальное импортозамещение. Дескать, цены у нас будут повышаться, поскольку их образование у производителей полностью зависит от себестоимости сырья, а оно на 60 процентов импортное. То есть мясо будет дорожать, корма тянут затраты вверх. Прибавьте торговые надбавки до 50 процентов.

К примеру, эксперты предупреждают о возможном росте цен на сахар в связи с их заморозкой при самом низком производстве из-за малого урожая в последние пять лет. К тому же российский сахар активно скупает Казахстан, что тоже поднимает цены. Есть и другие мысли. Так, предприниматель Дмитрий Потапенко убежден: цены растут, поскольку у нас ничтожно мало производителей и не получается настоящей конкуренции, призванной сбить стоимость товаров. Если вывезем большую часть сахара, оставшийся будет золотым. Недополученные доходы производитель выкачает из потребителя на внутреннем рынке.

 А как в других отраслях

Может, мы просто зациклились на продуктах питания, а по остальным торговым позициям все в пределах потребительской доступности населения? Заметьте, лесопромышленные компании обласканы государством. Чего стоит только одна компенсация до 80 процентов затрат на транспортировку продукции. В 2019 году объем поддержки по этому механизму экспорта леспрома составил 112,7 млрд руб.

И тем не менее внутренние потребители стонут от цен: если в центральной полосе страны кубометр пиломатериалов в среднем стоит 4—5 тыс. руб., у нас — 9 тыс. руб. и более. Равнение на экспортные цены для внутреннего рынка, злоупотребления в части вывоза кругляка обходится дорого. Ждем серьезных изменений, связанных с пересмотром стратегии развития лесного комплекса.

Продажу нефтепродуктов вообще приходится держать в узде. Моторные масла грозят обогнать в цене даже сливочное. А бензин? По данным Росстата, с ноября к началу марта в рознице он подорожал на 1,9 процента. Биржевая цена выросла более чем на 20 процентов, а разница в стоимости тонны бензина АИ-92 в России и экспортной с декабря увеличилась в шесть раз, с 1,5 тыс. руб. за тонну до 9 тыс. руб. Сегодня в России тонна АИ-92 стоит почти 55 тыс. руб., а на экспорт — 63,5 тыс. руб. Главная причина — рост цен на нефть. Куда течет река горючки? Естественно, за границу. Это же выгодно, хотя внутренняя цена для своей страны — разорение.

Вместо комментария

Вслед за профильным министром развития Дальнего Востока Алексеем Чекунковым чиновники повторяют: «Дальний Восток — витрина достижений и способностей России». А на витрине что? Дальневосточникам обещают: дескать, надо сделать так, чтобы уровень жизни здесь был не ниже, а выше среднероссийского. Пока у нас растет лишь среднероссийский уровень цен, на что обратил внимание президент страны. Владимир Путин даже заметил, что чрезмерная поддержка российской продукции была ошибкой. Стремление производителей не упустить выгоду из-за высоких мировых цен обернулось проблемой на внутреннем рынке. Поддерживали откровенное жлобство, хотя продукция и так была востребованной. Соответствующие структуры проморгали ситуацию.

Звучит, конечно, что впервые в новейшей истории экспорт продукции превысил импорт в стоимостном выражении. Но для этого, как говорят в народе, еще и голову иметь надо. 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)