Темы номера
Музей имени Гродекова — старейший в крае. Все мы помним имена его директоров: Василий Радаков, Владимир Арсеньев, Всеволод Сысоев… А вот директрис, например, почему-то не так хорошо. Хотя женский вклад в историю Гродековского переоценить трудно. И канун 8 Марта — самое время еще раз о нем рассказать.
— Первым делом стоит отметить, что 126 лет развития — это история немалая, — говорит заместитель директора музея Нина Маркова. — Как-никак она охватывает три века. Но если обратиться к самому началу, последним годам XIX столетия, то тогда с нашим музеем были связаны только мужские имена. Значимое место женщины занимают в нем в 1920—1930-х годах — это время мы называем золотым арсеньевским периодом.
Рядом с Арсеньевым
Владимир Клавдиевич перевернул историю Гродековского, выстроив путь от простого созерцания диковин с разных концов света к настоящей научной работе профессиональных ученых. Среди квалифицированных сотрудников, которых он пригласил на работу, были Евгения Преженцова и Нина Серк (на фото).
— Они активно погрузились в экспедиционную работу, занимались сбором экспонатов, при их непосредственном участии появились первые в крае музейные каталоги, — рассказывает Нина Анатольевна. — Не говоря уже о том, сколько они сделали для сохранения музейных фондов.
Нина Серк стала руководить этнографическим отделом музея в 1925 году (ей был 21). Коллекции туземных народностей и азиатских стран (Китай, Корея, Япония) достались ей в запущенном состоянии. Пришлось не только описывать и систематизировать экспонаты, но и буквально дезинфицировать их и очищать от плесени. Так она спасла одно из самых ценных музейных собраний.
В 1927 году Нина Алексеевна вместе с Евгенией Преженцовой обследовала бассейн реки Хор. Пока коллега изучала ботанику и собирала гербарий, она сосредоточилась на жизни удэгейцев. Именно Нина Серк обучила русскому языку будущего знаменитого писателя Джанси Кимонко и стала героиней его книги «Там, где бежит Сукпай».
— К сожалению, счастливый период закончился разгулом репрессий, — отмечает Нина Маркова. — Этих сотрудниц они коснуться не успели, но обе покинули Хабаровск.
Культурные бои
Женщина впервые возглавила Гродековский музей в годы Великой Отечественной войны. Первую директрису звали Долма Цыбыктарова, и на ее долю выпали тяготы самого трудного периода в истории учреждения.
— Она была профессиональным этнографом, училась в Ленинграде, но в Хабаровске на ее плечи легли прежде всего бытовые проблемы: в годы войны нечем было даже отапливать помещения, а нужно было сохранить коллекции, — объясняет замдиректора музея. — Коллектив достоин огромного уважения уже потому, что тогда музейные работники сами топили печи и ездили на заготовку дров, при этом продолжая делать выставки и заниматься просветительской работой среди учащихся и работников заводов.
Долма Санжимитеповна умудрилась даже приумножить фонды, призывая фронтовиков делиться своими реликвиями, формируя из них экспозиции и тем самым поднимая боевой дух земляков. Она работала на своей должности до 1955 года, сформировав новый отдел постоянной экспозиции, посвященный как истории Великой Отечественной воны, так и Маньчжурской операции. А теперь ее собственная история соседствует там с ее трудами.
— В истории Гродековского были еще две руководительницы — Валентина Ивановна Каргаполова и Лилия Степановна Григорова, — продолжает Нина Маркова. — Главной своей задачей они видели усиление просветительской работы и увеличение потока музейных посетителей. И в то время, когда текст каждой экскурсии жестко регламентировался, это было большой и непростой работой.
Имен все больше
Новый виток музейной истории — новые значительные имена, на этот раз женщин-ученых.
— Это Клара Зилова (на фото), грандиозный специалист по литературному краеведению, которая 12 лет заведовала Дальневосточным литературным музеем, ушедшая в прошлом году Анна Пономарева, которая более 30 лет была заместителем директора музея по науке, Ирина Косович, отдавшая больше 40 лет сохранению наших фондов, — перечисляет Нина Анатольевна. — До сих пор продолжают трудиться Валентина Мироновна Редчун — специалист по славянской этнографии, автор множества прекрасных выставок, и Галина Теодоровна Титорева, благодаря которой мы выпустили каталоги искусства всех восьми коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае.
Сейчас в штате Гродековского 176 человек, и 132 из них — женщины. Это смотрительницы, экскурсоводы, специалисты культурно-просветительского отдела и большинство научных сотрудников.
— Я и сама в прошлом году незаметно отметила 20-летний юбилей работы в этих стенах, — улыбаясь, заключает замдиректора. — Так что история продолжается.