Транспорт
5 ноября 1956 года по улицам города прошел первый вагон.
Причем, о необходимости обзавестись своим электротранспортом заговорили гораздо раньше ― еще в начале ХХ века.
Конкам на смену
В 1908 году в хабаровскую управу поступило предложение от «Акционерного общества электрической энергии» пустить трамвай. Но оно не показалось рациональным — городские власти посчитали, что для такого маленького города хватит конных экипажей. Об электротранспорте на время забыли.
Вновь заговорили о нем в 1936 году, когда в Хабаровске при численности жителей в 183 тысячи человек общественный транспорт был представлен лишь 25 автобусами.
Первую очередь строительства путей протяженностью 9,4 км президиум Хабаровского городского совета депутатов утвердил в 1938 году. Необходимость в дополнительном общественном транспорте назрела — население города выросло до 200 тысяч человек. С таким потоком пассажиров перевозчики уже не справлялись, на трамвай возлагали большие надежды.
Проектировалось, что первый маршрут пойдет по улицам Тургенева — Серышева — Вокзальная площадь — Станционная — Николаевская — Ленина — Тургенева. Планам муниципалитета помешала война. Строительство путей началось лишь 15 лет спустя. За это время изменился город, изменились и потребности населения — теперь требовалось связать железнодорожный вокзал с Индустриальным районом.
Народная стройка
…Сводки со строительства трамвайных путей напоминали фронтовые. С лета 1956-го в главной краевой газете появилась постоянная рубрика «На строительстве Хабаровского трамвая». На полосах фотографии рабочих, подробные отчеты: сколько метров уложено, кто отличился ударным трудом. Открытие движения планировали приобщить к очередной годовщине революции, торопились, но рабочих рук не хватало. Тогда городские власти обратились к хабаровчанам с просьбой прийти на помощь строителям. И народ отозвался — на воскресники выходили до 4 тысяч человек!
«Трамвай стал по существу народной стройкой, — пишет газета того года. — Горожане отработали около 50 тысяч человеко-дней; автотранспортом предприятий и учреждений вывезено на линию около 15 тыс. кубометров балласта и грунта».
Помимо воскресников на строительстве ежедневно работали до двухсот человек, несколько десятков автомашин. Помогали железнодорожники, трудовые коллективы заводов им. Молотова и им. Кагановича, вагонного и паровозного депо.
В это время объявляется набор слушателей на курсы вагоновожатых. Их отправляют на обучение в соседний Владивосток.
В конце октября город жил радостной вестью — в Хабаровск по железной дороге прибыли три первых трамвая. Это были вагоны Рижского завода вместимостью до ста пассажиров.
И тут новая проблема ― а как их выгрузить? Местные железнодорожники впервые имели дело с таким габаритным грузом. Проявили смекалку ― специально соорудили эстакаду, по которой на землю спускались вагоны.
Работы по укладке рельсов первого и единственного на тот момент маршрута: «Железнодорожный вокзал — Трамвайное депо» близились к концу. Была создана «Дирекция строящихся трамвайных сооружений». На ее баланс поступили семь трамваев КТМ-1 и пять вагонов МТВ-82.
Шел по рельсам праздник
5 ноября 1956 года на привокзальной площади собрались тысячи хабаровчан. Сначала, как и положено, приветственные речи, благодарности работникам и горожанам. Коллектив стройуправления № 305 берет на себя обязательство к концу декабря проложить трамвайные пути до средней школы № 56.
Право первыми прокатиться в вагоне предоставили лучшим строителям трамвая. В этот день новенький электротранспорт работал бесплатно, и от желающих попробовать себя в роли пассажира не было отбоя… Люди приветствовали трамвай пожеланиями счастливого пути. Для хабаровчан это был действительно праздник — праздник, который они сделали своими руками.
Во все концы
За год трамвайный путь продвинулся до химфармзавода. Появилась необходимость в дополнительном маршруте — к рубероидному заводу свернула еще одна линия рельс. Родился маршрут № 2, соединивший центр с Пятой площадкой.
Еще через год первые трамваи отправились до 38-й школы. Электротранспорт плотно входит в жизнь хабаровчан. В 1960 году трамвайные рельсы протянулись до поселка им. Кирова. В 1967 году открывается новый маршрут «Железнодорожный вокзал — улица Лазо».
В 1973-м в Краснофлотском районе Хабаровска введено в эксплуатацию трамвайное депо № 2. Ему было передано 42 вагона. Парк на тот период насчитывал 100 единиц подвижного состава.
В 1975 открывается троллейбусное депо, сдан троллейбусный маршрут № 1.
Перспективы есть
Сегодня ежедневно на линию выходит от 30 до 34 вагонов. Трамваю не страшны заторы в часы пик, поэтому горожане чаще отдают им предпочтения.
В парке предприятия есть современные вагоны Усть-Катавского завода и советские образцы ― КТМ-605, старенькие, но шустрые трамваи. На следующий год ожидается пополнение ― в город должны прийти столичные вагоны, о поставке которых уже достигнута договоренность с властями столицы.
Накануне праздника в МУП «ГЭТ» прошло торжественное мероприятие. Его посетили мэр Хабаровска Сергей Кравчук, и.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Георгий Мазунин, и.о. заместителя мэра по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Владимир Ощановский, а также сотрудники предприятия и ветераны отрасли.
— Электрический транспорт — это важная составляющая нашего города. Сегодня для некоторых жилых районов трамвай остается единственным общественным транспортом. Именно он стал спасительным в период наводнения 2013 года. Он доказал, что может работать качественно и без остановок. Сегодня у нас большие планы по его развитию. В ближайшие годы мы планируем обновлять подвижной состав, приводить в нормативное состояние путевое хозяйство. Работы много, но я уверен, что совместно с коллективом предприятия нам все по плечу. Поздравляю сотрудников МУП «ГЭТ» с этой памятной датой. Желаю добрых пассажиров, зеленого света и ровных путей, — сказал мэр Сергей Кравчук.
Сегодня парк подвижного состава предприятия насчитывает 45 трамвайных вагонов, из них более 20 единиц соответствуют всем современным требованиям: энергоэкономичность, доступность для маломобильных групп населения, комфортные салоны с обогревом.
— Несмотря на трудности, предприятие находится на пути к развитию. Уверен, что мы преодолеем все препятствия и сделаем городской электротранспорт еще более комфортным и востребованным у пассажиров, — сказал директор МУП «ГЭТ» Виктор Брайков.
В ходе торжественного мероприятия состоялась церемония награждения лучших сотрудников отрасли. Благодарственные письма и подарки получили водители, кондукторы, механики и другие профессионалы. Также в рамках церемонии состоялось вручение наградного знака «Почетный автотранспортник».