Транспорт
284 пассажира широкофюзеляжного Аэробуса А-330, направляющегося сегодня в Москву, вряд ли догадывались, что оказались участниками исторического события. Их самолет стал первым, разогнавшимся и взлетевшим с реконструированной «бетонки», официально открытой всего за несколько минут до этого.
Полоса № 1
Реконструкция аэродромного комплекса началась в ноябре 2015 года. Первая из двух ВПП к тому времени выполняла только функцию магистральной рулежной дорожки, на ней не было современного оборудования.
Теперь ее полностью переделали: строители, углубившись на 6 метров, создали новое основание и заменили покрытие. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью: в пиковые периоды на площадке одновременно находились до 700 человек и ста единиц техники. И с сегодняшнего дня обновленная полоса длиной 3,5 километра способна принимать самые тяжелые на сегодняшний день лайнеры A-380.
Кроме того, в рамках первой очереди реконструированы участок перрона и часть мест стоянок воздушных судов, рулежные дорожки, установлено современное светосигнальное оборудование, построены две аварийно-спасательных станции. Бюджет составил 10 млрд руб. Госзаказчиком выступало Федеральное агентство воздушного транспорта, заказчиком-застройщиком — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», генподрядчиком — ООО «Трансстроймеханизация».
О значимости события говорит и факт того, что перед открытием полосы в аэропорту приземлился самолет с Юрием Трутневым на борту. А встречал дальневосточного полпреда Михаил Дегтярев. Оба прошлись по новой «взлетке», оценили ее качество. Начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Сергей Тараненко с гордостью показал гостям государственный сертификат соответствия, разрешающий ввести полосу в эксплуатацию.
— Главная цель — создание современной инфраструктуры, которая отвечает современным требованиям качества и безопасности обслуживания пассажиров, — отметил глава совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк. — Надеюсь, в этом году начнется строительство второй очереди. Проектная документация проверяется госэкспертизой, затем надо ждать включения проекта в федеральную программу развития транспортной инфраструктуры. Проект считается приоритетным, поэтому есть надежда, что его реализация начнется в ближайшее время.
Для комфорта и безопасности
Вторая очередь включает в себя реконструкцию оставшейся центральной части перрона, которая примыкает к аэровокзалу и будущему вокзалу международных авиалиний. Также предстоит достроить стоянки воздушных судов, и завершить реконструкцию рулежных дорожек. Сметная стоимость очереди составляет 6,5 млрд руб.
По словам Константина Басюка, уже получено разрешение на строительство международного терминала площадью 20 тыс. кв. м., выбраны подрядчики, идет формирование финансирования. Стоимость строительства терминала — 4,8 млрд руб. Участие в проекте, возможно, поддержит японский консорциум, которому принадлежит 10 процентов акций в новом терминале внутренних авиалиний. Японцы на фоне пандемии еще раздумывают.
— Нужно сосредоточиться на реконструкции второй очереди, и потом уже, в рамках развития, можно будет говорить о строительстве международного терминала, — подчеркнул Юрий Трутнев. — Надо разобраться с самоокупаемостью проекта — сейчас практически нет международных рейсов. Если мы выдадим сейчас на строительство средства фонда развития Дальнего Востока, через некоторое время можем столкнуться с тем, что инвестору будет неоткуда их возвращать. Наверное, нужно подумать о каких-то новых механизмах.
А вот то, что точно будет сделано в ближайшее время — это благоустройство прилегающей к аэропорту территории.
— Нужно привести в порядок участок со стороны храма, дорогу, газоны, — рассказал мэр Сергей Кравчук. — Впереди у всех еще много работы. Уверен, общими усилиями мы скоро создадим не только мощный транспортный узел, но и место, где жителям и гостям города будет комфортно и безопасно.