Вопрос-ответ
В нашей школе провели тестирование и выяснили, что дети имеют очень смутное представление о реальном мире профессий. Впрочем, как и мы, их родители. Не пора ли, исходя из требований современности, восполнить этот пробел?
Валентина Булатова
Действительно, исследования Рособрнадзора показывают низкий уровень осведомленности школьников о профессиях. В частности, восьмиклассникам предложили указать хотя бы две из них, кратко охарактеризовать круг обязанностей, назвать предметы из школьной программы, которые необходимо углубленно изучать, чтобы освоить эти профессии. С заданием полностью справились лишь около 15 процентов учеников. И это объяснимо. Если ребенок не видел настоящего инженера в школе, он не будет понимать, зачем ему изучать математику или естественные науки.
— Систему профориентации нужно поднять на качественно новый уровень, — уверен министр просвещения РФ Сергей Кравцов. — По нашим оценкам 80 процентов российских школьников не умеют или не хотят совершать осознанный профессиональный выбор. Нужно менять саму школьную программу, ориентировать ребят на то, где и как они смогут свои знания применять.
И первые шаги в этом направлении уже сделаны. В нацпроекте «Образование» предусмотрен ряд ключевых направлений, которые помогут решить проблему. Одно из них — кардинальное изменение предмета «Технология». Теперь школьники станут каждый год знакомиться с несколькими профессиями. Уроки будут проходить не только в школе, но и на базе вузов и детских технопарков.
— Необходимо учить ребенка осознанно выбирать свою профессиональную траекторию, — подчеркнул гендиректор Союза «Молодые профессионалы» Роберт Уразов. — Такое умение — его билет в будущее.
Вот лишь несколько профессий, входящих в топ-50 самых востребованных и перспективных по версии Минтруда: администратор баз данных, графический дизайнер, лаборант химического анализа, мехатроник, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по биотехническим и медицинским аппаратам и другие.