Специальные выпуски
Звоните в полицию
В каком случае грозит наказание за находку, кто уймет шумных соседей и есть ли управа на тойтерьера? Сегодня мы разберем порядок регистрации обращений граждан.
Когда надо звонить в полицию, а когда за звонок вас ждет беседа с участковым, разъясняет начальник штаба УМВД России по г. Хабаровску Виктория Ващенко.
― Виктория Константиновна, у нас накопились вопросы от горожан, которые касаются обращений граждан в полицию. Вот первый из них: «Что делать, если нашел на улице сотовый или кошелек? Не обвинят ли потом в краже?»
― В первую очередь надо посмотреть, имеются ли какие-то данные о владельце. Возможно, в кошельке есть визитка, а в телефонной книге записаны близкие родственники, через которых можно связаться с тем, кто сотовый потерял. Если не удалось самому установить хозяина и вернуть вещь, то отнести в ближайший отдел полиции. Там зарегистрируют заявление, возьмут объяснение и в течение шести месяцев будут искать владельца. По истечении этого срока, если хозяина не смогли установить, предмет могут отдать тому, кто его нашел.
― Оставлять себе сразу не стоит?
― Это квалифицируется как присвоение чужого имущества и подразумевает уголовную ответственность. К сожалению, часто находят сотовые и оставляют себе.
― От момента нахождения до сдачи вещи в полицию сколько должно пройти времени, чтобы не посчитали, что ты ее пытался присвоить?
― Суток вполне достаточно, чтобы попробовать найти владельца самому. Далее надо отнести найденный предмет в отдел полиции, чтобы этим занимались профессионально.
Бывает, находят паспорта и едут сами по месту прописки искать хозяина, рассчитывая получить вознаграждение. Но не факт, что человек проживает там.
― Насчет вознаграждения ― вправе ли требовать его? Помнится, у коллеги сын потерял телефон, и ей предложили вернуть гаджет за деньги. Сумма была небольшая, но все же.
― В таком случае это вымогательство ― уголовно наказуемое деяние. Человек может обратиться в полицию, и для нашедшего это закончится тем, что он станет фигурантом уголовного дела.
Пульт от участкового
― Буквально месяц назад в отделе полиции № 2 рассказали, что им поступил звонок от жителя, который заявлял о пропаже пульта от телевизора. Чем может обернуться подобный звонок по незначительному поводу?
― Действительно, много таких сообщений. Есть утвержденный порядок: мы все сообщения регистрируем, присваиваем номер, при отсутствии состава преступления и признаков правонарушения мы их списываем в номенклатурное дело. В данном случае человек сообщил, звонок зарегистрировали, но понятно, что проверять нечего. К сожалению, ответственность у нас есть только за ложные вызовы. Например, кто-то сообщил, что совершено убийство или кража, а на самом деле этого не было. Тогда будет ответственность.
― Но участковый может провести беседу?
― Да, конечно, он обязательно сходит пообщаться с таким гражданином. Надо же знать, кто живет на вверенном ему участке.
― В каким случаях надо обращаться к участковому?
― Он участвует во всех событиях, которые происходят с гражданами. Обратиться можно в участковый пункт в часы приема, но при угрозе жизни и здоровью лучше звонить 02.
― Но в любом случае, если звонить 02, информацию передадут и участковому?
― Да, но по этому номеру идет немедленное реагирование. И по сообщению работают в дежурные сутки.
― Разобраться в цифрах: 02, 102, 112 ― куда надо звонить?
― 02 ― телефон дежурной части УМВД России по г. Хабаровску, 112 ― номер Единой диспетчерской службы спасения: здесь принимают все экстренные вызовы, а потом направляют по конкретным службам: в полицию, скорую помощь, спасателям. Если звонок касается правоохранительной тематики, мы получаем информацию и также ее регистрируем и реагируем. На сотовом 02 не наберешь, только со стационарного, поэтому, чтобы дозвониться в полицию, надо набирать 102. 112 ― прямой, проще позвонить на него.
У воров отпуска нет
― Летом люди уезжают отдыхать. И, допустим, кто-то замечает, что дверь в соседнюю квартиру открыта, а хозяева сейчас на море или за границей. Какие дальнейшие действия?
― Соседям надо вызвать полицию, сотрудники приедут, но войти в квартиру без собственника они не смогут. Мы зайти в квартиру имеем право, если там совершено тяжкое преступление.
― Но человек не всегда может вернуться быстро.
― Мы не знаем, какое имущество пропало. Либо входим и уведомляем прокурора, ставим в известность потерпевшего. Осмотр, опись имущества проводим с представителями прокуратуры и закрываем квартиру.
― По пропавшим без вести — надо ли ждать трое суток, чтобы подать заявление?
― Ни в коем случае, особенно если это дети. Родители часто пытаются найти сами, теряют время. За такое тоже может быть административная ответственность. За час не смогли найти — звоните в полицию.
― Наш читатель жалуется на соседа ― курит на балконе и в ванной, а дым летит в квартиру. Был же закон о запрете курения в общественных местах!
― Давайте вспомним, что такое общественные места, — это скопления граждан: общественный транспорт, остановки, но балкон ― это собственность гражданина, как и ванная. Имеет право делать там, что хочет. Понятно, неприятно, что приходится дышать дымом, надо обратиться к участковому, он проведет с соседом беседу.
― Куда обращаться, если шумят соседи, не дают спать?
― Есть Кодекс Хабаровского края, который предусматривает ограничения, когда надо соблюдать тишину: в ночное время и днем с 13.00 до 15.00. Мы составляем протокол на нарушителей, но рассматривает его администрация. Штраф от 500 руб.
Кому номер мошенника?
― Вот еще вопрос от читателей: «На сотовый позвонили якобы из банка, сбросил, как учили, не стал разговаривать. Надо ли идти в полицию ― номер злоумышленника сохранился?».
― Сообщать или нет ― право гражданина. Но я рекомендую информировать полицию, возможно, этот номер уже попадался в базе.
― Но преступления же не произошло.
― Да, предъявить злоумышленнику нечего.
― Пришла жалоба от хабаровчанки, что она зашла в магазин, а там матерился продавец, разговаривая со своим приятелем. Спрашивает, имеет ли право сообщить об этом в полицию ― вроде как это был частный разговор, но ее задела нецензурная брань.
― Если этот частный разговор мешает кому-то, унижает достоинство, оскорбляет, то, конечно, его надо пресечь. Бывает, что люди сидят в кафе и вынуждены слушать, как нецензурно выражаются за соседним столиком. Для начала лучше обратиться к администратору, чтобы приняли меры. Они несут ответственность за происходящее в их заведении. А нецензурная брань в общественном месте ― мелкое хулиганство. Хотите материться ― сидите дома.
«Собачий» вопрос
― Другой читатель сетует: во дворе живет агрессивный тойтерьер, караулит и кидается, стараясь укусить за ногу. Хозяйка же говорит, что не стоит бояться маленькой собачки. Как найти управу?
― Обратиться к участковому, он проведет беседу с хозяйкой о правилах выгула собаки и об ответственности. Сегодня собака лает, а завтра укусит и нанесет телесные повреждения. И это уже уголовная ответственность.
― Продолжая «собачью» тему: рядом с домом женщина прикормила уличных собак. Часто приходится идти мимо стаи, что страшно: кто знает, как они среагируют? Разговоры с любительницей животных ни к чему не привели.
― Можно сообщить в администрацию района, они отвечают за отлов и чипирование безнадзорных животных. Агрессивных оставляют на постоянное содержание в питомнике. Собачья стая рядом с домом ― это небезопасно, там ходят дети, пожилые, которые не смогут за себя постоять.
― Хабаровчанка пожаловалась, что в соцсетях зацепилась в комментариях с какой-то дамой, которая ее оскорбила. Может ли полиция защитить от буллинга в Сети?
― Работаем по такому направлению тоже. Необходимо написать заявление, приложить скриншоты, чтобы можно было понимать, кто нахамил и оскорбил в интернете. Если заявитель знает его лично, проще будет привлечь.
― По какому поводу в полицию обращаются чаще всего?
― Мошенничество. Практически ежедневно приходят сообщения о новых потерпевших. Просим граждан не верить, что им звонят банковские работники или пугают уголовным наказанием ― так поступают только аферисты. Проводим профилактическую работу, но все равно находятся жертвы.
― Сроки исполнения?
― Срок рассмотрения обращения составляет от 3 до 10 суток. Если необходимо провести дополнительные мероприятия, продлеваем до 30 суток.
Курьер мошенников пойдет под суд.
Следствие установило, что 18-летний учащийся техникума причастен к пяти противоправным деяниям.
Он выступал посредником, забирая у пожилых жертв деньги и перечисляя их аферистам. Себе оставлял солидный гонорар.
В сентябре прошлого года 88-летнюю горожанку обманули по телефону, сказав, что ее сын попал в ДТП и ему срочно требуются деньги на операцию. Пожилая женщина передала незнакомцу 3 млн 170 тыс. руб. Еще четыре пенсионерки вручили ему 4 млн 300 тыс. руб., чтоб выручить своих родственников из выдуманной мошенниками беды.
В результате оперативных мероприятий курьера задержали. Он пояснил, что «работу» нашел в мессенджере, там же вел переписку со своим «работодателем» и получал от него инструкции. При задержании у студента изъяли два сотовых телефона и 210 тыс. руб. ― вознаграждение за труды.
Расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 2, 3, 4 ст. 159 «Мошенничество», окончено. Оно направлено в суд для рассмотрения по существу.
В отношении обвиняемого избрана мера пресечения ― запрет определенных действий: ему запрещено пользоваться интернетом, кроме того, на его банковские счета наложен арест.